Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Дмитрий Долинин: Чтобы не сойти с ума, я стал снимать кино

Знаменитый петербургский режиссер, оператор и сценарист снял на «Ленфильме» пилотную часть фильма «Наш двор» без продюсера и почти без денег. Как ему это удалось ..

Знаменитый петербургский режиссер, оператор и сценарист снял на «Ленфильме» пилотную часть фильма «Наш двор» без продюсера и почти без денег.

О том, как ему это удалось, Дмитрий Алексеевич рассказал корреспонденту «Вечернего Петербурга».

Хотелось сделать фильм не про ментов и бандитов, а про самых обычных людей

— Идея этого сценария появилась у нас с женой — режиссером Нийоле Адоменайте — после того, как мы посмотрели несколько полнометражных фильмов Джима Джармуша, состоящих из отдельных новелл. Мы стали собирать сюжеты. Один сюжет взяли из опубликованного в Литве рассказа Сигиты, сестры жены, другой придумала сама Нийоле, третий — я, еще два — студент Университета кино и телевидения Владимир Розин. Писал сценарий и диалоги я. Всего получилось около 12 новелл, которые объединены местом действия. Все наши персонажи живут в одном дворе или заглядывают в кафе, которое расположено тут же. Каждая отдельная история обладает законченной драматургией с неожиданным финалом. Только одна стержневая новелла пронизывает весь фильм, она самая длинная, и у нее открытый, многозначный, как вдох и выдох, финал. Хотелось сделать фильм о судьбах обычных людей на материале простой повседневной жизни. Фильмы про ментов, бандитов, олигархов, гламурных девиц смотреть уже невозможно. Сценарий был нами завершен в 2007 году, мы разослали его по электронной почте нескольким продюсерам, но ответа не получили. Очевидно, он не вызвал у них энтузиазма, потому что им нужны те же самые бандиты, менты и прочие примелькавшиеся персонажи. А полгода назад жена, которая моложе меня на двадцать лет, неожиданно умерла... И чтобы пережить потерю, чтобы не сойти с ума, я сам, без продюсеров, организовал съемку. В нормальной обстановке я бы на такое не решился. Съемка была организована почти бесплатно.

Актеры снимались у меня бесплатно

— Как это — бесплатно?

— Да, у меня бесплатно снимались актеры Светлана Крючкова, Константин Воробьев, Алексей Девотченко и Елена Калинина. Съемочную аппаратуру мне дали братья Плаксины, у них свое предприятие при «Ленфильме», они занимаются компьютерной обработкой изображения. Они нам дали новейшую цифровую камеру. «Ленфильм» предоставил осветительную аппаратуру и генератор для ее питания. Платили мы только видеоинженеру, осветителю, а в кафе, в котором проходили съемки, мы оплачивали обеды для съемочной группы вместо аренды. И мы потратили всего 300 000 рублей, отсняв 40 минут экранного времени. Это копейки, нормальная съемка стоила бы раз в 10, а то и в 20 дороже. Поскольку оператором этого фильма стал мой студент-дипломник из университета кино и телевидения Леня Фридман, а студенты других курсов приходили к нам на съемки как на практику, университет подключился и частично оплатил наши расходы.

«Ленфильм» хочет, но не может

— А сколько новелл сняли?

— Две новеллы отсняты, я выбрал те, которые постановочно просты. Там нет спецэффектов и технических сложностей.

— На каком этапе сейчас работа?

— Уже готов фильм, и я могу его показывать.

— И что же с фильмом будет дальше?


— Дальше я предполагаю, что буду общаться с продюсерами, предлагать им сценарий плюс диск с фильмом. Я готов предложить фильм телевизионным каналам, его уже можно показывать как небольшое самостоятельное кино. Хотя там и есть небольшие недочеты, видные, надеюсь, только мне.

— А «Ленфильм» не хочет подключиться и помочь доснять фильм?

— Хочет. Но сможет ли — вот в чем вопрос.

Оператор и режиссер — это разные файлы в мозгу

— Ваша жена была кинорежиссером, что она успела поставить?


— Ее дебютом была «Кома» (1989) — первая в СССР история про женский концлагерь сталинских времен. Потом — «Дом на песке» по рассказу Татьяны Толстой. С этими фильмами она объехала весь мир. Вместе мы сделали две первые серии сериала «Охота на Золушку», она была режиссером, а я оператором. У нас есть совместный фильм «Монологи про Илью Авербаха». Также мы сняли 8-серийный фильм «Эшелон» про то, как наши солдаты закончили Отечественную войну в Кенигсберге и их вроде бы везут домой в эшелоне, но по дороге они узнают, что их гонят воевать с Японией. На этом фильме формально я был сопостановщиком, но на самом деле режиссировала одна Нийоле, потому что некогда оператору заниматься режиссурой. Кроме того, она ученица Товстоногова и всегда умела блестяще работать с актерами.

— Когда вы, как режиссер, работаете с оператором, вам не кажется, что вы лучше знаете, как надо снимать?

— Может быть, знаю лучше, но мне некогда отвлекаться от основного дела. Кроме того, оператор и режиссер — это разные файлы в мозгу. Переключаться туда и обратно трудно.

Писанина увлекательнее, чем съемки

— А когда вы только начали режиссировать, вы на кого-то из режиссеров ориентировались?

— Я ориентировался на Илью Авербаха, с которым снял четыре картины, и это было самое счастливое время за всю мою операторскую карьеру, мы работали в полной гармонии. То, что делал Авербах, мне казалось идеалом, он был мне интереснее, чем Тарковский и прочие модные в то время режиссеры.

— Много ли у вас написано киносценариев?


— Да, у меня есть несколько премий за сценарии. Я сам писал сценарий для своего фильма по повести Чехова «В овраге», а фильм называется «Колечко золотое, букет алых роз», он снят в 1994 году. У меня есть сценарий по роману Газданова «Призрак Александра Вольфа», он получил две премии —  в 2004 году и в 2008-м. Есть у меня экранизация повести Бориса Зайцева «Анна», получившая премию на Гатчинском фестивале. Есть сценарий «Лейтенант Жорж» — про борьбу эмигрантов-белогвардейцев с ЧК. Недавно закончен сценарий «Игра в куклы» по роману питерского писателя Александра Мелихова «Чума». Это современная история про то, как наркотики разрушают благополучную, дружную семью.

— Что вам теперь интереснее — снимать или писать сценарии?


— Пожалуй, и то и другое. Но писанина, когда есть идеи, увлекательнее.

Досье

Дмитрий Долинин, заслуженный деятель искусств России.

Окончил операторский факультет ВГИКа в 1961 году, с этого же года работал на киностудии «Ленфильм». Как оператор снял фильмы «Республика ШКИД», «В огне брода нет», «Начало», «Не болит голова у дятла», «Приключения Шерлока Холмса» и другие. Ведет операторскую мастерскую в Университете кино и телевидения. С 1980-го снимает фильмы в качестве режиссера: «Три года», «Сентиментальное путешествие на картошку», «Виктория», «Убегающий август», «Мы странно встретились», «Миф о Леониде», «Колечко золотое, букет алых роз».

↑ Наверх