Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Дмитрий Торгованов: У меня в «Неве» хлопот хватает

«Нева» спустя пять лет завоевала медали — серебряные. Но сезон для питерских гандболистов отнюдь не закончился: команде предстоит поездка на международный турнир в Японию — «замещать» сборную России. Тем не менее наставник «Невы» олимпийский чемпион Сиднея-2000 Дмитрий Торгованов, пребывал в хорошем настроении.

«Нева» спустя пять лет завоевала медали — серебряные. Но сезон для питерских гандболистов отнюдь не закончился: команде предстоит поездка на международный турнир в Японию — «замещать» сборную России. Тем не менее наставник «Невы» олимпийский чемпион Сиднея-2000 Дмитрий Торгованов, который в прошлом году вернулся в Питер из Германии и дебютировал в тренерской роли (он совсем недавно завершил карьеру из-за травмы) и которого лишили отдыха в семейном кругу, пребывал в хорошем настроении.

«Нева» прыгнула выше головы

— Как оцените итоги чемпионата? «Нева» заняла свое место? Или, может быть, прыгнула выше головы?

— Да мы и так прыгнули выше крыши. Мы перед сезоном ставили задачу финишировать в первой четверке. Как говорится, надеялись на лучшее, но готовились к худшему. Честь и хвала ребятам: они вкалывали на тренировках, понимая, что могут завоевать серебро.

— Когда вы поверили в то, что команда точно финиширует в медалях?

— Когда поверил я, не скажу. А игроки поверили примерно в середине сезона, после чемпионата Европы по гандболу, когда мы с волгоградским «Каустиком» шли на втором-третьем местах в регулярном чемпионате, опережая крепкую астраханскую «Зарю Каспия».

— Конкуренция «Невы» с «Чеховскими медведями» идет на пользу питерскому клубу и российскому гандболу в целом. В нынешнем сезоне одолеть «медведей» было нереально?


— Объективно? Да, нельзя. Но в серии за золото у нас возникли шансы, которые мы не использовали, в основном из-за нехватки опыта. Дома ребята бились, но не сдюжили. В ответной встрече в Чехове мы сумели сыграть первый тайм так, как хотели, но провалили начало второго.


Главный тренер «Невы» Дмитрий Торгованов внушает игрокам, что удержаться на вершине будет намного сложнее.


Санкт-Петербург — это «Зенит»

— Пять лет назад, когда «Нева» после долгого перерыва завоевала бронзу, вратарь Павел Сукасян сетовал в раздевалке, что в Питере все только и говорят, что о «Зените». С тех пор и «Зенит» стал чемпионом, и «Нева» в серебре, но гандбол в Питере по-прежнему в тени футбола. Обидно?

— Почему обидно? «Зенит» неотделим от Петербурга. У «Зенита» тоже были трудные времена, но клуб поднялся фактически из руин, восстановил прежнюю мощь. Санкт-Петербург — это «Зенит». «Зенит» — это Санкт-Петербург. А футбол в нашем городе, да и везде, всегда будет отличаться от гандбола. То же самое в Германии — в Гамбурге, где я играл, в системе одного общего клуба есть и футбольная, и гандбольная команда. Да и «Барселона» гандбольная уступает в популярности футбольной.

— В будущем сезоне «Нева» стартует в Лиге чемпионов. Руководство города вам что-нибудь пообещало, гарантировало — увеличить финансирование, укрепить состав команды?

— Этим вопросом занимается президент клуба Владимир Ованесов. Но все понимают: если мы собираемся выступать в таком серьезном соревновании, как Лига чемпионов, то надо увеличивать клубные силы и средства.

— А каковы условия для выступления команды в Лиге чемпионов?

— Нужен другой зал. Зал в Кировской спортшколе на улице Зины Портновой мне безумно нравится, хотя, как гандболист, я вырос на другой площадке, в нем очень комфортно тренироваться. Подходят дети, просят разрешить им посмотреть на наши занятия, что я им охотно позволяю. Но по регламенту Лиги чемпионов игры можно проводить на арене, трибуны которой размещаются со всех четырех сторон: таковы требования Европейской федерации гандбола. А здесь трибуна лишь одна.

К чему не привыкнешь на родине?

— В одном из интервью вы говорили: мол, вернусь в Россию лишь тогда, когда финансовая ситуация в стране стабилизируется и отыщется наконец бизнесмен, способный сколотить новый клуб на базе сборной России — суперклуб наподобие испанской «Барселоны»... Получается, сейчас такой момент настал?

— Насчет спонсора, который будет вкладывать деньги в гандбол и создаст суперклуб вроде «Барселоны», — спасибо городской администрации, которая в первую очередь нам помогает. Я благодарен людям, которые — позвольте мне не называть их фамилий — приехали ко мне и предложили работу в Питере. Вернулся домой — а тут кризис. Но мы с игроками постараемся вернуть былую славу питерскому гандболу. Благо есть пример того, что в России можно создать успешный гандбольный проект, — это подмосковный клуб «Чеховские медведи», который вышел в «Финал четырех» Евролиги.

— Чемпионат Германии считается одним из сильнейших в Европе. Сравним ли с ним уровень российского чемпионата — по инфраструктуре, финансированию, качеству игры?

— В финансовом отношении российская лига колоссально уступает немецкой. Да и в игровом тоже. Чемпионаты Германии и Испании по гандболу — лучшие в мире. В Германии на гандболе аншлаги. А у нас на игры приходят только друзья и близкие игроков. Но надо говорить не о том, в чем мы уступаем, а о том, как сделать так, чтобы у нас стало не хуже.

— А сопоставимы ли зарплаты игроков — в той же «Неве», к примеру, — с заработками ведущих европейских гандболистов?

— Да вы что?! Паритета в заработках, думаю, не будет у нас еще долго. Хотя очень хочется ликвидировать этот пробел.

— Вы жили в Германии 13 лет. Осталась ли у вас там собственность, недвижимость?

— А зачем мне там недвижимость? Я всегда планировал вернуться домой.

— И с Германией вас больше ничего не связывает?


— Ну почему же? Меня связывают дружеские отношения с ребятами, которые там играют.

— А к чему в Питере вы до сих пор не можете привыкнуть — после стольких-то лет на немецкой земле?

— Есть моменты, которые здесь удивляют. (После паузы.) Но и в Германии было что-то, к чему сложно привыкнуть: кое к чему русские, в отличие от немцев, относятся намного проще. А в Питере, в «Неве», хлопот хватает. Но работа, которой я теперь занимаюсь, мне нравится. Моя жена пеняла: «У тебя сезон вроде закончился, может быть, ты уделишь внимание семье?» Я ответил: «Маринушка, с удовольствием, только все доделаю — и всё». Когда доделаю... Я же говорю: ко всему привыкаешь.


Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

↑ Наверх