Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

«Доктор, я лучше знаю!»

Сегодня основная ошибка — это позднее обращение к врачу. Самолечение и неверие в систему здравоохранения приводят к фатальным последствиям для пациентов.

— Доктор, у моего ребенка 37,7. Срочно дайте нам арбидол!

— Позвольте, но арбидол вам не нужен. Это противовирусный препарат, он не обладает жаропонижающим действием.

— Я лучше знаю! Я всегда снимаю температуру арбидолом, — горячится мамаша.

Сцена происходит в ординаторской одной из детских больниц Петербурга, на отделении лор-хирургии. Действующие лица: энергичная мать заболевшего мальчика и уставший доктор, похожий на Чехова. Все как встарь, когда доктора Чехов, Вересаев и Булгаков разводили руками по поводу дремучести своих пациентов.

Но если сто лет назад дремучесть была вызвана серостью людской массы, то  нынче она — плод избыточного просвещения, невесело шутят медики. Реклама медикаментов по телевидению, брошюры и газеты по народным методам исцеления, советы уважаемых персон лечиться «баней и чесноком» — все это приводит к диким последствиям.

— Сегодня основная ошибка — это позднее обращение к врачу, — говорит педиатр, атакованный «просвещенной» матерью.  Его зовут Сергей Федорович.

Он объясняет: с отитами детей привозят в первый день заболевания — невыносимая боль в ухе вынуждает вызывать врача. А с гайморитами — только на 14 — 15-й день заболевания, когда уже может развиться менингит. До того родители лечат насморк народными средствами или капельками, интенсивно рекламируемыми телевидением.

— Конечно, в качестве первой помощи жаропонижающие средства можно дать и самим. Парацетамол, нурофен — они мало кому противопоказаны. Но далее следует обращаться к специалисту, — настаивает врач.

Больничные палаты его отделения переполнены историями самолечений. Мать мальчика-семиклассника:

— Мы месяц сами лечили воспаление уха, грелись. Теперь гной перешел на глаз.

Бледный мальчик еле открывает этот глаз и поднимает голову с подушки…

 

Для школьников больница — дополнительные каникулы.

 

 


Другая история: сморкались и промывали нос солью, парились в бане — между тем ребенку грозил менингит, фатальное для жизни воспаление мозговых оболочек.

— Очень важно, чтобы во всем  разобрался врач, — продолжает Сергей Федорович. — Чтобы не было такого: заболел живот, пациент решил, что съел не то, а там аппендицит. Самонадеянность недопустима. Мы сталкиваемся с тем, что даже медицинские работники не могут правильно поставить диагноз своему ребенку. Особые истории в детских палатах — лекарства, перепутанные взрослыми. Одна из бабушек, интеллигентная дама, кается:

— Ой, я такое натворила! Не надев очки, сослепу закапала в нос внуку йод вместо протаргола.

Крохотный внучок доставлен в лор-хирургию с ожогом носоглотки. Обратились к врачам, к счастью, сразу.

Ответ родителей на вопрос, отчего медлили, звучит стандартно: не доверяли поликлиникам, где врача не дозваться, а вызванный — даже не вымыв рук, не осматривая ребенка, пишет диагноз «ОРВИ» — оттого применяли народные травки-прогревы  и средства, рекламируемые по телевидению.

— Рекламировать надо не лекарства, а здоровый образ жизни, — считает Сергей Федорович. — У нас же в первую очередь рекламируют то табак, то пиво, а далее — чем от этого лечиться…

Алла ДМИТРИЕВА, фото автора

↑ Наверх