Газета выходит с октября 1917 года Monday 25 ноября 2024

Двуединство черного и белого: в Москве проводили в последний путь Сергея Михалкова

Его похоронили на центральной аллее Новодевичьего кладбища с почестями — под звуки оружейных залпов и Гимна России, слова к которому он написал трижды. Гроб был покрыт российским триколором.

В Москве проводили в последний путь Сергея Михалкова.

Его похоронили на центральной аллее Новодевичьего кладбища с почестями — под звуки оружейных залпов и Гимна России, слова к которому он написал трижды. Гроб был покрыт российским триколором. Накануне проститься с любимым писателем в храм Христа Спасителя пришли несколько тысяч человек.

«Дядя Степа», «Праздник непослушания», «Разговор с сыном», многочисленные басни, поэтический перевод сказки «Три поросёнка» — это, пожалуй, лишь самые известные страницы детского наследия Сергея Михалкова. На его стихах выросло четыре поколения, и в последний день многие пришли в собор просто сказать писателю спасибо.

 

 

Мы решили узнать, какие стихи Сергея Михалкова помнят и любят самые разные люди.

Сергей Словачевский, виолончелист, заслуженный артист России:

— Стихи Михалкова помнятся с детства. Самое любимое, наверное, про Дядю Степу… Лучше слов для гимна тоже не придумаешь. Не зря же текст остался при смене всех правительств и самого строя! Это универсальный текст! Событие, конечно, печальное, но можно всем пожелать прожить столько же лет. Все-таки 96...

Евгений Дятлов, заслуженный артист России:

— Михалков — это человек-эпоха. Человек-легенда. Я помню хорошо его его «Дядю Степу» и, конечно, басни. Старый гимн мне очень нравился: «Союз нерушимый республик свободных…» Да, все наше детство да и учеба прошли с поэзией Михалкова.

Анатолий Давыдов, и.о. главного тренера футбольного клуба «Зенит», чемпион СССР 1984 года в составе «Зенита»:

— Давно уже не перечитывал — все осталось в детстве. Что мне сейчас — детский сад вспоминать? «Дядю Степу» или кого там, что там — вы же понимаете. У меня сейчас другие заботы — в воскресенье «Зенит» играет с «Химками». Мы сейчас в самолете сидим (Разговор был в субботу. — Прим. ред.)!

Владимир Казаченок, в прошлом — нападающий, один из самых популярных игроков «Зенита», в настоящее время — главный тренер команды «Смена-Зенит»:

— Конечно, помню стихи Михалкова. Правда, сказать, что какое-нибудь стихотворение его по жизни мной пронесено, — это вряд ли. Но в общении с футболистами, бывает, цитирую его стихи. Скажем, на тренировке кто-нибудь передвигается по полю прогулочным шагом — а я ему: «В трусах на прогулку выходит Фома». А вообще-то это рождается спонтанно, когда существует момент. Если обстановка требует, я в раздевалке могу и слова из Гимна России ребятам напомнить.

Александр Панов, нападающий «Зенита» по прозвищу Колпинская Ракета, обладатель Кубка России 1998 года:

— Михалкова? «Человек рассеянный» — этого не его? Ах, Маршака? Ну тогда «Дядя Степа — милиционер». А вообще-то в детстве мне не до сказок было, надо было деньги зарабатывать — вы же книгу «Правда о «Зените» читали?

Властимил Петржела, главный тренер «Зенита» в 2003 — 2006 годах, завоевал с командой серебряные медали в 2003 году:

— Знаю, что он написал Гимн России. Возможно, я учил какие-то его стихи, когда изучал русский язык в школе. Однако сейчас уже не помню. Как поэт Михалков у меня на родине, в Чехии, сейчас практически неизвестен.

Тамара Москвина, тренер по фигурному катанию, заслуженный тренер СССР:

— Книжку про Дядю Степу с ходу вспомню — а так, пожалуй, все. Ну Гимн России — это все знают. Мои ученики неоднократно его исполняли на олимпийском пьедестале.

 



Алексей Мишин, тренер по фигурному катанию, заслуженный тренер СССР:

— Конечно, все сразу вспомнят про Дядю Степу, у него были и басни. Но у меня более серьезный взгляд на вещи, чем воспоминания о творчестве детского поэта Сергея Михалкова. У меня нет его резкого неприятия, как, скажем, у одного из радиоведущих — как, мол, можно отпевать в храме Христа Спасителя подручного палача? Я так считаю: Сергей Михалков — талантливый человек, который попал в такой трагический срез истории нашей страны, в котором порядочность, к сожалению, была не востребована. Поэтому для меня его образ — как маска венецианского карнавала, двуединство черного и белого цветов.

Наталья Жукова, заведующая пресс-службой ГРМ:

— Пожалуй, было в детстве одно любимое стихотворение Михалкова, а потом и сын тоже любил. Это перевод детского стихотворения польского поэта Юлиана Тувима. На эти слова была еще песенка, и ее часто пели по радио:

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался неплох!

Светлана Журова, вице-спикер Государственной думы, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту 2006 года:

— У меня уже второй ребенок. Понятно, что, когда дети в семье, — Михалков всегда на столе. Видите, я даже стихами заговорила. Правда, Ивану пока еще только 4 месяца, зато Ярославу почти шесть, уже читать научился — я ему сказала, что он братику сам стихи читать будет.

Ну а из стихотворений — конечно же, «Дядя Степа». Причем в этом есть и личный мотив — мне было очень приятно, что Михалков написал про конькобежцев. Помните?

Как натянутый платок,
Гладко залитый каток.
На трибунах все встают:
Конькобежцам старт дают.
И они бегут по кругу,
А болельщики друг другу
Говорят: — Гляди! Гляди!
Самый длинный впереди!

Дядя Степа был конькобежцем-динамовцем, как и я. И выигрывал соревнования. Мне было очень приятно, что Михалков в стихах мой вид спорта отметил.
А вообще я восхищаюсь человеком. Написать три версии гимна — это… сильно!

Подготовили Зинаида АРСЕНЬЕВА, Антонина РОСТОВСКАЯ, Борис ОСЬКИН, Наталия ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА

↑ Наверх