Единственная и не уподобляемая...
До 23 сентября в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры — выставка «Александру I благодарная Россия», посвященная 175-летию со дня открытия Александровской колонны.
До 23 сентября в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры — выставка «Александру I благодарная Россия», посвященная 175-летию со дня открытия Александровской колонны.
Имеется и другая круглая дата: ровно 70 лет Александровская колонна находилась на балансе Музея городской скульптуры — с июля 1939-го по июль 2009-го. В этом году колонну решено было передать Эрмитажу. На церемонии открытия директор Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев сказал: «Главное, чтобы памятнику было лучше. А ему будет лучше: у Эрмитажа по крайней мере больше возможностей обеспечить достойную охрану». Посетители выставки увидят фильм, в котором прослеживаются этапы установки колонны — начиная с 1814 года и заканчивая 1834-м, а также ее масштабной реставрации, предпринятой в 2003 году, к 300-летию Петербурга.
Неоднозначным деянием музея неожиданно стало недавнее восстановление решетки вокруг колонны. «Мы-то думали, что это будет радость для горожан», — говорит Владимир Тимофеев. Радость обернулась головной болью: наших соотечественников, как оказалось, хлебом не корми — дай отломать от решетки орла. По словам Владимира Николаевича, к милиции претензий нет, многие вандалы пойманы, и многие орлы вернулись.
Основная часть экспозиции — листы уникального графического альбома, изданного после установки колонны. Альбом существует всего лишь в четырех экземплярах: три других находятся в Российской национальной (Публичной) библиотеке, Библиотеке Академии наук и Библиотеке Академии художеств. Благодаря этому альбому можно не только оценить инженерное новаторство Монферрана, но и близко рассмотреть статую ангела и украшающие цоколь колонны горельефы. В Европе есть колонны и повыше Александровской, но они сложены из каменных блоков, а наша — цельная. Недаром Монферран писал: «Колонна Александровская будет единственная и не уподобляемая никакому известному памятнику». Известно, что многие современники, прослышав, что колонна держится единственно благодаря собственному весу, опасались ходить и ездить по Дворцовой площади. Исследования ученых показали — за прошедшие 175 лет колонна отклонилась от своей оси всего на 2 градуса, то есть как тогда не упала, так и сейчас не упадет.
Заведующий отделом мемориальной скульптуры Музея городской скульптуры Юрий Пирютко написал к выставке пояснительный текст, в котором уделил внимание печальному факту: в советское время за Александровской колонной почему-то закрепилось название «Александрийский столп» — дескать, именно ее имел в виду Пушкин в своем знаменитом стихотворении. Меж тем поэт имел в виду Александрийский маяк, одно из семи чудес света. Спрашиваю у Юрия Минаевича: «Возможно, выставка будет способствовать рассеиванию этого заблуждения?» — «Не думаю. Народ на это даже внимания не обратит, у народа много других дел. Может, хотя бы орлов от решетки перестанут отламывать?..»
Татьяна Кириллина
Метки: Архитектура Искусство Выставки Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов