Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Ехать непросто, нажимая на педаль

Здоровый образ жизни становится модой, и количество байкеров на улицах города с каждым годом растет. Велосипедисты — полноправные участники дорожного движения наравне с автомобилями. Только признавать этого не хотят как добрая половина автомобилистов, так и... сами велосипедисты.

Здоровый образ жизни становится модой, и количество байкеров на улицах города с каждым годом растет. Велосипедисты — полноправные участники дорожного движения наравне с автомобилями. Только признавать этого не хотят как добрая половина автомобилистов, так и... сами велосипедисты.  Первые не замечают вторых на дорогах, вторые или ездят по улицам как в голову придет, пугая первых неожиданными маневрами, или давят пешеходов на тротуарах.

По мере изучения нами этого вопроса выяснилось, что ни городские, ни федеральные власти вообще не готовы к такому явлению, как велосипеды на улицах города.

В ГИБДД, как оказалось, вообще не хотят нагружать себя лишними вопросами. И если пешеходов готовят со школьной скамьи — посмотрите налево, посмотрите направо, трамвай обходить спереди, автобус сзади, то велосипедистами в этом ведомстве вообще не занимаются.

Когда корреспондент «Вечернего Петербурга» поинтересовался у начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по СПб и ЛО Татьяны Зыбиной, ведется ли ее отделом какая-нибудь работа относительно велосипедистов, она категорично ответила, что такая работа не ведется: «А зачем? Есть единые для всех Правила дорожного движения. Там все сказано. Их надо читать и им следовать».

Но, как заверил корреспондента «ВП» почетный председатель клуба «ВелоПитер» Илья Гуревич, опыт показывает, что выполнение Правил дорожного движения не гарантирует велосипедисту безопасность и защиту со стороны закона в случае дорожных происшествий.

— Так что же, и соблюдать их не надо?
— Конечно, надо. Знание и соблюдение Правил дорожного движения является необходимым для каждого уважающего себя человека. А культура управления транспортом оставляет желать лучшего как у автомобилистов, так и у велосипедистов. Нужна масштабная пропаганда. Для водителей машин и для байкеров. Наш клуб ведет такую работу. Мы открыли четыре сайта о велосипедах, велоснаряжении, велоДТП. Мы плотно общаемся с чиновниками. Результат — программа строительства велодорожек. Но, к сожалению, эта проблема для чиновников неприоритетная. Тем более в кризисные времена. Мы в хороших отношениях с начальником отдела пропаганды Управления ГИБДД по СПб и ЛО Татьяной Зыбиной. Но у нее связаны руки.


— Почему?
— Это принцип работы такого рода структур. Во всем ведомстве нет ни одного человека, который бы отдельно считал велосипедную статистику. А нет статистики — нет и проблемы. И пока мы упираемся в эту стену. Рассчитываем только на себя.

— А какие советы вы дали бы только выезжающим на дороги велосипедистам?
— Для начала — прошерстить Интернет. Мы не единственные активисты в Сети. Есть десятки сайтов, посвященных езде на велосипеде. Мои же советы такие.

  1. Тем, кто еще неуверенно держится в седле, лучше для начала ездить по дворам и паркам.
  2. Тем, кто уверенно управляет велосипедом, но только начал ездить по городу, надо изучить ПДД и свои возможности. Определить скорость, на которой вы еще можете следить за знаками, сигналами светофоров и маневрами автомобилей. Понять на разных скоростях и на разных покрытиях свой тормозной путь, радиус входа в поворот. 
  3. Велосипедист должен быть хорошо виден во время езды днем и ночью. Поэтому обязательно: яркая одежда с отражающими полосками, катафоты, передняя и задняя фары.
  4. Велосипедисту надо держать ситуацию в своих руках. На нашем сайте есть подробные описания 188 случаев велоДТП. Самые распространенные из них — столкновение с попутным автомобилем, поворачивающим направо, столкновение со встречным автомобилем, поворачивающим налево, и столкновение с открывшейся левой дверью легкового автомобиля. Надо знать эти (да и другие) случаи и по возможности предупреждать их.
  5. Обязательно носить шлем. Это приспособление спасло жизнь не одной тысяче велосипедистов.

— А сами вы как ездите?
— Согласно Правилам дорожного движения по тротуарам нам ездить нельзя. И в центре города это на самом деле затруднительно. А в спальных районах, где на тротуарах нет пешеходов или где есть так называемые карманы, я предпочитаю уйти с проезжей части.

 

Комитет по дорожному хозяйству обещал к 2015 году создать сеть из 114 велодорожек. Построены пока три: вдоль проспекта Луначарского, в Муринском парке между проспектом Культуры и улицей Руставели, а также новая колпинская велотрасса, которая, правда, посередине прерывается.

Говорят велосипедисты:

 — Среди бела дня ехал себе вдоль обочины по правой стороне полупустой дороги. Гоню до 35 км/час. Вдруг меня догоняет красная «семерка», сбрасывает скорость до моей и... пытается припарковаться прямо на мне. Тормозить не успеваю, а справа высокое металлическое ограждение. Меня бьет правой передней дверью слева, ограждением справа. Результат — рваные раны. Оказалось, водитель просто меня не заметил.

— На перекрестке зажегся зеленый свет. Мне прямо. Еду. Вдруг автомобиль, двигавшийся левее, повернул направо не пропустив меня. Я въехал ему в переднее правое крыло колесом. Упал, растянулся на дороге. Выскочивший водитель и остановившиеся очевидцы-милиционеры начали убеждать меня, что велосипедист должен пересекать перекресток по пешеходному переходу. То есть и тех и других так учат. И они не будут пропускать велосипед, что бы об этом ни говорилось в ПДД.

 Говорят водители автомобилей:

— Стою на перекрестке. Дорога широкая. Три полосы в одну сторону. Загорелся зеленый. Вдруг справа на скорости протиснулся велосипед. Велосипедист, не показывая никаких знаков, поворачивает налево. А если бы мы все не трогались с места, а проезжали перекресток на зеленый? От этого байкера с его байком ничего не осталось бы.

— Еду по пустой дороге. Темнеет. Скорость около ста. Держусь правой стороны, поскольку через несколько километров поворачивать направо. Вдруг легкий толчок. На всякий случай решил остановиться.  Смотрю, впереди что-то валяется. Подошел, а это велосипед. А чуть правее на газоне велосипедист корчится. Долго с ГАИ потом разбирались. Я, конечно, должен следить за дорогой. Но этот байкер — ни одного огня, ни одного катафота, весь в сером. Как его разглядеть в сумерки на такой скорости?

 Говорят пешеходы:
— У велосипедистов на Дворцовой площади место встречи. И все они туда добираются по тротуару, на огромной скорости лавируя между пешеходами. Я ежедневно хожу по Невскому на работу, так меня за это лето уже два раза сбивали байкеры.
— Переходил дорогу по пешеходному переходу. В меня врезался велосипедист. Мы оба рухнули на асфальт. Мимо ехали гаишники. Они остановились, оформили велосипедисту штраф за то, что он не притормозил перед зеброй. А я еще месяц лечил ушибы и ссадины.

Велосипед — транспортное средство (кроме инвалидных колясок), имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нем. Велосипед не является механическим транспортным средством в отличие от автомобиля.
 Велосипедист — водитель велосипеда.
 Человек, ведущий велосипед рядом, — пешеход.
 Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.

Велосипед должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.

На велосипедах можно двигаться по велосипедной дорожке или по крайней правой полосе проезжей части, как можно правее. 

Велосипедам нельзя ездить по тротуарам. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Велосипедистам нельзя

  • Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.
  • Перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками.
  • Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению.
  • Двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.
  • Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. В данном случае лучше превратиться в пешехода — слезть с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу.
  • Двигаться по дороге в темное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) без включенного переднего белого фонаря.

Специалисты клуба-веломастерской «Вираж» советуют

  •  Для езды по городу лучше выбирать велосипеды типа «гибрид». У них большие колеса (до 29 дюймов).
  •  Самая «слабая» часть велосипеда — цепь. За ней надо постоянно следить. Каждые 50 километров смазывать. Каждые 1000 километров менять.
  •  Периодически проверять тросики — хорошо ли натянуты, нет ли грязи под «рубашкой» (обмоткой).
  •  И раз в год рекомендуется проводить техническое обслуживание вилки.

↑ Наверх