Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Екатерина II пишет, Андерсен отдыхает

В Музее-заповеднике «Павловск» впервые за 200 лет инсценировали сказку Екатерины великой

В Музее-заповеднике «Павловск» впервые за 200 лет инсценировали сказку Екатерины великой

 



У императорских детей в России было нелегкое детство — 28 нянек, а мама далеко. Виделся ребенок с мамой, как правило, утром и вечером, на молитве, поцеловать и благословить на ночь… В основном вокруг сновали слуги, учителя, наставники. А самого главного человека — мамы — не было. Александр Первый исключением не был. От Марии Федоровны его тоже отобрали. Отдали бабушке. Вернее, императрица сама приняла такое решение. Венценосная бабушка была прогрессисткой — режим, сбалансированное питание, проветриваемые комнаты, никаких кутаний и свивальников — движения дитяти должны быть свободными! Екатерина даже сама моделировала удобные распашонки для внука и придумала манеж. А когда Александр подрос, то бабушка написала для внука сказку «Сказка о царевиче Хлоре и Розе без шипов». Книга имела успех не только у дитяти.
«Когда-то сказка Екатерины II входила в состав «Российской азбуки для обучения юношества чтению». И не раз переиздавалась, но сейчас практически неизвестна читателю, — пояснил директор ГМЗ «Павловск» Николай Третьяков. — Между тем в Павловске эта сказка нашла отражение и в архитектурном облике ансамбля, в 1780-е годы по проекту архитектора Николая Львова было возведено около десятка различных построек, соответствовавших событиям сказки и получивших название «Александрова дача». Центром ансамбля был «Храм Розы без шипов», сейчас сохранилась лишь руина павильона «Эхо».
В музее-заповеднике «Павловск» впервые за 200 лет инсценировали сказку Екатерины II и создали новую музейную интер-активную программу для детей «Сказка о царевиче Хлоре и Розе без шипов». В открытом лишь в конце 2010 года концертно-выставочном зале музея играется спектакль (режиссер Анна Баландина). Как рассказали научные сотрудники ГМЗ «Павловск», сказку, написанную в конце XVIII века венценосной бабушкой для своего внука — будущего императора Александра I, пришлось адаптировать — таким архаичным языком сейчас уже никто не говорит. Но главная мысль, которую Екатерина хотела донести, — благородные устремления юного человека к добродетели, преодоление себя в движении к цели — сохранилась.
Кстати, ГМЗ «Павловск» при поддержке комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга издал эту книгу, которая стала частью музейного проекта. В издании использованы эскизы костюмов к спектаклю и включены фрагменты изображений роз из книги Пьера-Жозефа Редуте «Les Roses». В музее напоминают, что именно эти рисунки легли в основу росписи предметов знаменитого Розовопавильонного сервиза, созданного для матери Александра императрицы Марии Федоровны и ныне являющегося гордостью коллекции музея.
Имя царевича сейчас кажется нам несколько странным, а между тем во времена Екатерины это имя символизировало нравственную чистоту и отсылало к древней истории — Констанцием Хлором звали римского императора Флавия Валерия, основателя династии Константинов. Сюжет сказки — типичен: юный царевич похищается ханом и по его указанию ищут Розу без шипов. Мальчик проходит множество испытаний и понимает, что ищет он цель в жизни, добродетель, столь необходимые будущему императору.

Галина АРТЕМЕНКО, фото автора

 

↑ Наверх