Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Электрошок

В год энергетики Петербурга вынуждены взыскивать долги примерно с трех тысяч должников. Из них около трети — жители коммунальных квартир. Именно к ним «Петроэлектросбыт» предъявляет иски о солидарной ответственности, заставляя многих жителей повторно оплачивать полученные услуги.

Галина З. пребывает в шоке уже второй месяц подряд — после того как получила телеграмму с вызовом в суд. Зачем и в качестве кого ее туда позвали столь срочным способом, Галина Александровна вначале не знала. Никаких преступлений она за собой не числила — и вот на тебе, в суд! Да еще и по телеграмме!

Может, сын что натворил, испугалась женщина и кинулась к начальству отпрашиваться с работы. Начальство согласилось — и гражданка З. законопослушно явилась к мировому судье судебного участка № 206 Санкт-Петербурга. Как оказалось, она такая была не одна. Вместе с ней в тот же суд были вызваны — и тоже телеграммой — все ее соседи по коммунальной квартире. Все вынуждены были отпрашиваться с работы, терять заработок и рабочее время — и только для того, чтобы получить под роспись… повестки в суд. Само же судебное заседание, по поводу которого их извещали таким оригинальным способом, должно было состояться через месяц. И для явки на него всем вызванным тоже пришлось отпрашиваться с работы — уже во второй раз.

Правда, один повод для нервотрепки после посещения суда у гражданки З. исчез: больше не нужно было гадать, зачем она и ее соседи понадобились нашей Фемиде. Зато прибавился другой. Ибо в исковом заявлении, которое Галина З.  получила на руки, значилось, что она… должна приличную для нее сумму (11 000 руб.) организации под названием «Петроэлектросбыт». Причем сумму эту энергетики собираются взыскивать с нее и ее соседей в равных долях.

— Как же так, — удивилась женщина, — ведь я годами плачу за свет вовремя и задолженностей больше чем на месяц не допускаю!

— Ну и что, — объяснили ей черным по белому в исковом документе. — Раз живете в коммуналке, значит, должны платить и за своих соседей тоже.

А потом повторили то же самое устно, в ходе судебных слушаний.

 

Чтобы обрести желанную электронезависимость от соседей, Галина З. готова оплатить все проектные и электротехнические работы по установке персонального электросчетчика, соответствующего всем требованиям для последующей его регистрации, по прокладке персональной электропроводки во все места общего пользования квартиры (грубо говоря, чтобы иметь свою лампочку в кухне, ванной и т. д.). Дело за малым — заставить «Петроэлектросбыт» соблюдать постановление правительства РФ и разрешать официальную регистрацию таких счетчиков.


Что платишь, что не платишь — все одно

В судебном заседании Галина и ее соседки Надежда и Марина рассказали всем присутствующим, откуда в их коммунальной квартире взялись долги.

— У меня в прошлом году были сложные материальные обстоятельства, — объяснила суду Надежда. — Сын поступал в вуз на бюджетное отделение. Я мать-одиночка, помощи ждать было неоткуда, поэтому все имеющиеся в семье средства я тратила только на подготовку к институту. Да, за свет не платила несколько месяцев. Свой долг я погашу обязательно. Но платить должна не я одна, пусть все отвечают.

— А я с мужем развожусь, — заявила Марина. — Вот и не плачу. Долг своей семьи я признаю — но лишь частично. Сколько именно должна за электричество? А не знаю, так как квитанции потеряла во время переезда к матери. Согласна заплатить — но лишь вместе с соседями.

— Все эти долги ко мне отношения не имеют, — убеждала Галина. — У меня есть квитанции на оплату за несколько лет. Из них видно, что я вносила деньги за электроэнергию вовремя и полностью, в соответствии с показаниями собственного счетчика. Почему вы считаете, что я еще что-то должна?

— Да, должны, причем все трое, — пояснила свою позицию суду представитель «Петроэлектросбыта» госпожа Жаркун.

Да еще и пристыдила собравшихся: обязаны были раньше сами во всем разобраться и договориться, ведь живут в коммунальной квартире. Ну а раз дело дошло до суда, по закону все несут за общий долг солидарную ответственность.

— Почему это наш долг общий, если у каждого свой счетчик плюс еще один общий — на всю квартиру? — возмутилась Галина. — Я надзирателем быть не нанималась. Почему я должна  заглядывать в чужой карман, считать чужие деньги и гонять соседей?

Увы, ее вопрос повис в воздухе — и речь вновь пошла об общей финансовой ответственности всех соседей. В переводе на русский язык это означает: Галина, Марина и Надежда обязаны погасить долг в складчину, независимо от того, по чьей вине он образовался. Причем человек, который оплачивал электроэнергию добросовестно, — а в нашем случае это Галина, — оказывается наказанным дважды и даже трижды. Во-первых, она заплатила за полученную ею услугу сполна. Во-вторых, она вынуждена теперь ходить по судам и доказывать, что она не верблюд — точнее, не должник.

В-третьих, если суд удовлетворит иск энергетиков, она вынуждена будет повторно оплатить часть уже оплаченной ею электроэнергии — и лишь потом, если захочет, может судиться с соседками и требовать от них возмещения этих дополнительных затрат. И все это — с потерей нервов, сил и времени.

Зато в выигрыше окажутся должники. Мало того что они сэкономили на обязательных платежах. Теперь они смогут заплатить за использованное ими электричество примерно на треть, а то и вполовину меньше, чем Галина. Ведь часть своего долга они «солидарно» повесят на нее.

Выходит, должником быть значительно выгоднее, чем добросовестным плательщиком!

 

С введением индивидуальных карточек для жителей коммуналок энергетики дали людям право вести индивидуальный учет и расчеты.

 

Мы в своем праве

Примерно так можно сформулировать позицию по данному и сотням аналогичных дел в самом «Петроэлектросбыте». Заметим, окончательного судебного решения по делу еще нет, но сути проблемы это не меняет.

Так, в год энергетики Петербурга вынуждены взыскивать долги примерно с трех тысяч должников. Из них около трети — жители коммунальных квартир. Именно к ним «Петроэлектросбыт» предъявляет иски о солидарной ответственности, заставляя многих жителей повторно оплачивать полученные услуги. И чаще всего суды становятся на его сторону.

— Раздельный учет электроэнергии в коммунальных квартирах наладить невозможно, — убеждал меня в беседе по телефону директор по развитию «Петроэлектросбыта» Евгений Новоселок. — В каждой из коммуналок стоит один счетчик на квартиру, как и положено по приказу нашего министерства. Жители сами должны разбираться, кто сколько должен, и вносить платежи вовремя. Это — в наших с вами общих интересах. Ведь неплательщики не энергетиков наказывают, а всех остальных потребителей. Так, сумма долгов за прошлый год всегда учитывается при утверждении следующего тарифа на электроэнергию. Долг никуда не исчезает, он «размазывается» на всех потребителей. Взыскивая долги, мы тем самым уменьшаем будущий тариф и защищаем всех честных граждан… Почему при защите всех должен страдать кто-то один — в данном случае Галина, — для нас так и осталось непонятным. А в «Петро-электросбыте» считают, что так и должно быть. Ибо давным-давно, включив в первый раз лампочку в своих комнатах, Галина тем самым… подписала так называемый публичный договор с «Петроэлектросбытом». Договор, который — в полном соответствии с Гражданским кодексом — считается заключенным с момента первого получения данной услуги. Ну и что же, что условий этого договора она не знала! В таком же положении все остальные потребители электроэнергии — и ничего, живут...

Ведомство или правительство?

Ну а теперь давайте немного поговорим о юридической стороне дела.

В Гражданском кодексе и вправду есть статья, которая позволяет «в случае неделимости предмета обязательства» требовать оплату со всех получателей услуги солидарно, чтобы  потом они уже сами разбирались между собой. Однако в статье речь идет о коммерческих долгах. Вопрос о неделимости долга именно за электроэнергию в ГК даже не затрагивается, хотя там есть целый раздел, посвященный энергопотреблению. Откуда же взялся обычай заставлять разные семьи с разными лицевыми счетами платить по общему счетчику?

А взялся он из… ПУЭ — правил устройства электроустановок. Этот документ был разработан и утвержден Минтопэнерго в октябре 1999 года. Однако никакого отношения к порядку взаиморасчетов граждан и ведомств за электроэнергию он не имеет. ПУЭ — чисто технические правила. Использовать их для обоснования правил гашения задолженности по электричеству — все равно что в тех же целях применять учебник физики для средней школы. И там, и там говорится об электричестве. Однако еще никто не пытался использовать закон Ома как аргумент для получения денег за использованное электричество.

Между тем первый же раздел ПУЭ четко ограничивает область применения этого документа. В нем сказано, что ПУЭ распространяются только на сами электроустановки, каковые являются всего лишь (цитируем) «совокупностью машин. Аппаратов, линий и вспомогательного оборудования... предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи,  распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии». О человеке и его обязанности вносить платежи в том или ином виде в ПУЭ — ни слова. Так почему же «Петроэлектросбыт» рискует ссылаться на эти правила? Может быть, рассчитывает, что судьи и граждане не додумаются в этот документ заглянуть?

Отчасти, видимо, да. Но не совсем. В своих исках энергетики пытаются опереться на пункт 7.1.59 ПУЭ, в котором сказано, что на одну квартиру устанавливается один расчетный счетчик. Мол, раз правила так сформулированы, значит, ставить счетчики каждому пользователю в  коммуналке энергетики не вправе.

Однако это далеко не так. Исходя из дальнейших пунктов ПУЭ становится понятно, что в свое время Минтопэнерго всего-навсего пыталось установить правило, по которому каждому потребителю, «обособленному в административно-хозяйственном отношении», полагался отдельный счетчик. Оговорки же насчет  коммуналок не сделано — видимо, потому, что для России в целом это явление не характерно. (В отличие от Петербурга, который по праву считается столицей «коммунального» анахронизма.)

Именно этим недостатком и пытаются воспользоваться в «Петроэлектросбыте», отказывая потребителям из коммуналок в праве ставить индивидуальные счетчики на каждого владельца или нанимателя. Однако этот недостаток уже давно исправлен! Дело в том, что в 2006 году были приняты и успешно действуют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Они утверждены постановлением правительства Российской Федерации за номером 307. Постановление правительства всяко выше решения отдельного ведомства — это вам скажут в любом суде. Определяя, чем руководствоваться в том или ином случае, судьи обязаны в первую очередь применять нормы более высокого уровня.

Так вот, статьи 20, 28 и особенно 29 этих правил категорически противоречат уверениям юристов «Петроэлектросбыта». Потому что в них говорится  не об одном, как в ПУЭ, а о двух возможных вариантах учета электроэнергии в коммуналках: один счетчик на всех или индивидуальные счетчики на каждого. Более того. В приложении № 2 к этим правилам приводится порядок расчета размера платы за коммунальные услуги. И там тоже приведены оба варианта — на всех вместе или  на каждого в отдельности (п. 5 приложения).

Казалось бы, вот вам решение всех проблем. Хотят люди вести учет сообща — пожалуйста, пусть отвечают по долгам солидарно. Хотят раздельного учета, как в нашем судебном случае, — ради бога, извольте обеспечить! И не придется тогда таскать в суды добросовестных плательщиков вместе с должниками.

Ан не тут-то было. В исковом заявлении юристы «Петроэлектросбыта» даже не упомянули о постановлении правительства, которое дает право на раздельный учет электроэнергии и исключает солидарную ответственность — как будто его нет в природе. Расчет на то, что  бремя доказательств в гражданском процессе лежит в наши дни не на суде, а на сторонах по делу. Кто что сумеет раскопать — тот и прав. Ну а ответчики о постановлении правительства чаще всего не знают.

Судя по всему, именно поэтому решились в «Петроэлектросбыте» на труднонаказуемую подмену: заменили во взаимоотношениях с потребителями правила и порядок расчетов, утвержденные правительством РФ, на правила, регламентирующие чисто технические детали работы электроустановок.

Сами себя высекли

Остается добавить, что «Петроэлектро-сбыт» давно признал за жителями коммуналок право вести учет индивидуально и рассчитываться каждый за себя по так называемым синим карточкам. Все равно ведь каждый житель коммуналки давно имеет на свою комнату отдельный счетчик и пользуется его показаниями, хотя  энергетики не соглашаются эти счетчики принимать и опечатывать. Есть такие карточки и у каждой из героинь нашего материала — Галины, Марины и Надежды. Их выдали им в расчетных пунктах «Петро-электросбыта» еще в 2006 году — и с тех пор принимали платежи именно по ним.

 С введением индивидуальных карточек для жителей коммуналок энергетики сами изменили условия публичного договора с потребителями и дали людям право вести индивидуальный учет и расчеты. Вот только граждане зачастую об этом даже не подозревают. Одно непонятно: зачем вновь и вновь таскать людей по судам и заявлять им «солидарные» требования, если истинных должников легко выявить и наказать?

Фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх