Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 мая 2024

Эмир Кустурица: «Обязательно сниму фильм о России до того, как умру»

Несколько дней провел в заснеженном Петербурге знаменитый кинорежиссер Эмир Кустурица. Поводом для визита стал концерт в БКЗ «Октябрьский» балканского коллектива «The No Smoking Orchestra» — яркого, балаганного, цыганского оркестра, где Кустурица, то ли в шутку, то ли всерьез, играет роль «бэк-гитариста» и «задумчивого шоумена».

 

Фото Михаила САДЧИКОВА-младшего

 

Поводом для визита стал концерт в БКЗ «Октябрьский» балканского коллектива «The No Smoking Orchestra» — яркого, балаганного, цыганского оркестра, где Кустурица, то ли в шутку, то ли всерьез, играет роль «бэк-гитариста» и «задумчивого шоумена». В свободное от концерта время 55-летний киномэтр не только посещал музыкальные клубы, но и нашел время для визита в Литературно-мемориальный музей Федора Михайловича Достоевского. Узнав, что Достоевский любимый писатель Кустурицы, дирекция музея открыла двери в выходной день, организовав гостю эксклюзивную экскурсию. В стенах музея нашему корреспонденту удалось пообщаться с культовым режиссером.

Где ты сейчас, Достоевский?

— Эмир, рискну предположить, что ваш визит в музей Достоевского — не только дань уважения любимому автору, но и нечто большее. Нет ли в ваших творческих планах картины по мотивам произведений Федора Михайловича?


— Об экранизации я пока не думал. Но есть у меня давняя мысль снять фильм, который так или иначе будет связан с историей «Преступления и наказания». Мне не дает покоя один сюжет под названием «Где ты сейчас, Достоевский?». История такая: молодой режиссер, который хочет снять фильм «Преступление и наказание», никак не может найти деньги на свою картину. И тут его нанимает очень богатый американец, который предлагает герою убить жену богатея, за это он даст ему необходимую сумму на фильм. Тут уже совершенно другая дилемма, отличная от Достоевского. Современная дилемма, которая из трагедии превращается в комедию. Режиссер, неожиданно попав в ситуацию Раскольникова, удивляется: почему Родион так много раздумывал об убийстве? Нет ничего проще: пойти в ближайший супермаркет, купить топорик потяжелей — и вперед! Цель оправдывает средства! Думаю, немало современных людей рассуждали бы именно так, потому что нынче не принято терзаться вопросами морали, да и вообще лучшая часть человечества занимается тем, что изобретает технические новинки, а не решает вечные вопросы нравственности... Вот такая история, и вполне возможно, что наш богатый американец-заказчик будет российского происхождения.

— Какие мысли и чувства вызвал у вас визит в музей Достоевского?

— Лишний раз я подумал о том, о чем много думаю в последнее время: сейчас назрела необходимость пересмотреть слово «мораль» для каждого человека, потому что сегодня это понятие либо вообще игнорируется, либо используется в совершенно другом контексте. Мы не можем изменить мир, потому что мир подвластен треугольнику «война, капитал, доход». В сегодняшнем мире основным капиталом стала торговля наркотиками, и если вы попадаете в сферу пересечения всех этих интересов, то вас могут убить. Но мы определенно можем что-то изменить в себе, в нашем ближнем окружении. Я сейчас заканчиваю книгу, где пишу: «Если вы не можете поменять мир, поменяйте хотя бы ресторан или бар, в который вы ходите».

— Вы пишете мемуары? Это сюрприз!

— Впервые взялся за мемуары, и это оказалось намного сложней, чем я думал. Мой друг Нелле Карайлич (солист «The No Smoking Orchestra». — Прим. авт.) даже пошутил: «Ты специально пришел в музей-квартиру Достоевского, чтобы зачерпнуть немножко вдохновения!» Эта книга — о моей жизни, которая начинается со слов: «В 1961 году Юрий Гагарин полетел в космос, а я пошел в школу...»

Я разделяю страдания людей в Южной Осетии


— Помимо истории, связанной с Достоевским, у вас есть новые проекты?

— Два проекта. Первый — фильм о человеке из Палестины, трагикомичная история о человеке из сектора Газа. Второй проект — история знаменитого героя, которого зовут Панчо Вилья, с Джонни Деппом в главной роли.

— А как же картина о войне в Южной Осетии? Об этом проекте много писала пресса...


— На самом деле у меня никогда не было никакого плана снимать фильм в Южной Осетии. Это все выдумки желтой прессы. Безусловно, я разделяю страдания людей в Южной Осетии, ездил туда, чтобы морально их поддержать... В последнее время я о себе узнаю из газет много нового. Например, мои друзья сообщили, что я развожусь. Слух о разводе — такая глупая шутка. Этот слух пошел сразу после того, как я получил награду от святейшего патриарха Кирилла (эта премия вручена за выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов, за утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества. — Прим. авт.).

— А еще писали, что вы хотите снять фильм о России...

— Да, я обязательно сниму фильм о России до того, как умру. Я знаком с фильмами Балабанова, конечно же, смотрел все фильмы моего друга Никиты Михалкова. Честно говоря, я не так люблю ваш кинематограф (это не относится к Тарковскому), зато очень люблю русскую литературу.

«Оскар» для меня ничего не значит

— Вы говорите, что не в восторге от российского кинематографа... А что скажете про Голливуд? Следили за недавней премией «Оскар»?

— Когда вы говорите слово «Оскар», у меня не возникает каких-то эмоций. «Оскар» для меня ничего не значит.

— А какие эмоции вызывает у вас известие, что голливудский флагман «Аватар» собрал 2,5 миллиарда долларов?

— Я нахожу очень печальным, что один фильм собрал более двух миллиардов долларов. Потому что этот фильм — символ того, каким кино не должно быть, потому что цель кино — не делать миллиарды долларов. Это не значит, что фильмы не должны приносить прибыль, собирать хорошую кассу, но «Аватар» собрал рекордные суммы благодаря маркетингу, а не благодаря своим выдающимся творческим особенностям. Этот фильм вообще — среднее состояние между кино и видеоиграми.

— Вы много лет прожили в Париже... А как вам нынешний Петербург? Можно ли назвать его самым красивым городом мира?

— Я сейчас живу в самом красивом городе мира, потому что я сам его построил. И это не Париж (как известно, в 2004 году, в день премьеры фильма «Жизнь как чудо», Кустурица открыл построенную им деревню Кустендорф, в которой сам живет и снимает свои фильмы и где проходят всевозможные фестивали. — Прим. авт.). Я создал свои Эмираты. Но в вашем городе есть то, что связано с прошлым, — архитектура, памятники, и мне это очень нравится. Вот только что-то у вас для марта прохладно (улыбается).

Беседовал Болеслав Соколов

 

↑ Наверх