Энтузиасты предлагают городу вернуть музей авиации
Несмотря на сложившуюся ситуацию, возможность создания в Северной столице музея воздухоплавания все-таки есть. И неплохая. Новый аэропорт вполне способен удивить посетителей уникальной экспозицией.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, возможность создания в Северной столице музея воздухоплавания все-таки есть. И неплохая. Об этом корреспонденту «ВП» рассказал председатель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского отделения Национального комитета по истории и философии науки и техники РАН, руководитель инициативной группы «Воздухоплавательный парк» Виталий Лебедев:
— Ведь до 1937 года в Ленинграде был такой! По величине и наполненности экспозиции он считался вторым в Европе после берлинского музейного комплекса. Но его закрыли. А после войны при разных учреждениях — учебных заведениях, воинских частях, военных заводах — уже создавались относительно небольшие музейчики, редко занимавшие больше одной комнаты. В 1980 году была попытка вновь возродить музей авиации, но уже 1996 году его расформировали.
По нашим планам, и сейчас я уже говорю как председатель секции истории авиации и космонавтики, создавать надо большой музей авиации, объединив все существующие маленькие музеи. А в воздухоплавательном парке, поскольку именно он был колыбелью российской авиации, надо делать филиал.
Велись переговоры с Музеем истории Петербурга. Но тот и так с трудом содержит свои филиалы. Музеи убыточны. Поэтому после общения с рядом государственных учреждений культуры мы решили обратить взоры к бизнесменам. Например, в Пулкове рассматривают вариант, чтобы в аэропорту создать нечто подобное.
Тем более что после реконструкции международный терминал Пулково-2 «освободится» от своих прямых обязанностей, поскольку планируется построить новый пассажирский комплекс под названием Пулково-3. Хорошо бы городские власти объединились с авиаинвесторами в этом вопросе и вместе создали музей авиации с филиалами по городу!
Сейчас расформировываются авиационные училища и воинские авиационные части. И там и там остается старая техника: бомбардировщики и вертолеты, которые, если не заберет музей, будут распилены на металлолом. А вот свезти бы их на какую-нибудь площадку — получилась бы удивительная экспозиция летной техники. Филиалы можно делать и на закрытых, и на открытых площадках. Придумать не только познавательные программы в виде медиатеки, но и увлекательные — полет на самолете, на воздушном шаре или змее, на дирижабле, мастерские авиамоделирования...
— Это, конечно, мечты. Но мечты вполне логичные и рациональные, — поясняет Виталий Лебедев. — Мы понимаем, что для серьезных переговоров нужен бизнес-план, понимаем, что подготовка документов в таких масштабах стоит десятки тысяч долларов. Но мы будем идти к своей цели.
Мнение
Декан факультета музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Владимир Яковлев:
— Как бы странно это ни звучало, но сейчас очень благодатная почва для создания музея. Даже в советские времена столько новых государственных площадок, не говоря уже о частных, никогда не создавалось. Вспомните, сколько дворцов отдали Русскому музею, Эрмитажу... И они — не единственные. Если город посчитает, что такой музей ему нужен, то музей будет создан. Но это будет не рациональное, а чисто политическое решение.
Фото Дмитрия КОЩЕЕВА и с сайта vozduhpark.narod.ru