Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 мая 2024

Эрмитажные специалисты спасли буддийские фрески

Отдел Востока Эрмитажа подготовил к показу удивительную коллекцию фрагментов отреставрированных стенных росписей из пещерных буддийских монастырей в оазисах северной части пустыни Такла-Макан.

Эрмитажные специалисты спасли буддийские фрески. Первыми смогли оценить мастерство эрмитажных реставраторов журналисты.

— Наши встречи в фондохранилище с журналистами уже стали хорошей традицией, — сказал, открывая это небольшое путешествие по сокровищнице музея, заместитель директора Эрмитажа Владимир Матвеев. — И сегодня мы впервые покажем вам то, что вскоре увидят все посетители нашего центра.

Отдел Востока Эрмитажа подготовил к показу удивительную коллекцию фрагментов отреставрированных стенных росписей из пещерных буддийских монастырей в оазисах северной части пустыни Такла-Макан. Давным-давно по тем местам проходил Великий шелковый путь, но когда туда пришли путешественники и исследователи из крупных европейских музеев, монастыри уже не функционировали, пещеры были заброшены. Первыми до настенных росписей добрались в начале XX века немецкие специалисты, которые и вывезли большую часть уникальной живописи в Берлин, где ее можно было увидеть в Музее индийского искусства. В августе 1945 года, когда был подписан акт о репарациях в пользу Советского Союза, маршал Жуков распорядился отправить значительную часть этой коллекции в СССР. А там ящики с фрагментами древних фресок поделили между двумя музеями — Эрмитажем и московским Музеем изобразительных искусств им. Пушкина. В этом году очередная порция отреставрированных экспонатов переехала из мастерских Зимнего дворца в новое хранилище, где сейчас находятся 200 фрагментов древней росписи.

— Фрескам, которые попали в Эрмитаж, можно сказать, повезло, — рассказывает Николай Пчелин, старший научный сотрудник отдела Востока Эрмитажа. — Наши специалисты их не только хранят, но и реставрируют — в отличие, скажем, от коллег в Германии или в Музее имени Пушкина.



Живопись из пещерных буддийских монастырей очень пострадала и от варварского срезания ее со стен — больше ста лет назад фрески снимали не по науке, а как бог на душу положит, и теми инструментами, которые окажутся под рукой, — узкими шпагами, например. Везли их через полмира на ослах и лошадях, в ящиках без амортизации и защитной упаковки. В результате хрупкая основа, на которую накладывали живопись, так называемый гяньч, состоящий из глины, рубленой соломы и кварцевого песка, разрушалась, не доехав до музея. Некоторые фрагменты эрмитажные реставраторы собирали буквально из миллиметровых кусочков. Повезло этой части фресок еще и потому, что они попали в руки фанатов своего дела, — Адель Михайловна Бляхер, заведующая лабораторией научной реставрации монументальной живописи, нашла такой состав связующего полимера, который не только держит живопись, но и не оставляет следов своего присутствия.


На бесценных фресках запечатлены хрупкие, неземные образы: голубые, коричневатые лики.

 


Сегодня ни в одном музее мира, где хранятся остальные фрагменты уникальной росписи (а части коллекции находятся в Германии, Франции, Англии, Индии), фрески не реставрируют, а только сохраняют. Метод, созданный петербургскими реставраторами, уже запатентован.

К сожалению, в музейной практике не принято объединять разрозненные фрагменты коллекций в единое целое, поэтому нам не представить, как выглядели эти фантастические росписи раньше. Может быть, когда-нибудь специалисты-востоковеды из всех музеев издадут единый каталог. А пока у петербургских любителей искусства Древнего Востока есть редкая возможность увидеть отреставрированную живопись буддийских монастырей — этот раздел реставрационно-хранительского центра Эрмитажа в ближайшее время будет открыт для экскурсий.

Наталья ШКУРЕНОК, фото автора

↑ Наверх