Если бы можно было начать все сначала!
Татьяна Хоришко, снявшаяся в первом фильме с Элиной Быстрицкой, до сих пор жалеет, что не пошла в театральный. В 1955 году, когда молодая и еще не известная актриса Быстрицкая снималась в своем первом фильме «Неоконченная повесть», в одной из самых драматичных сцен ее партнершей была семилетняя ленинградская школьница Таня Хоришко, исполнившая роль тяжелобольной девочки Настеньки.
Минувшим летом за кулисами БДТ после спектакля Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты» на глазах корреспондента «ВП» произошла трогательная встреча: к народной артистке Элине Авраамовне Быстрицкой пришла гостья, с которой они не виделись уже более полувека. В 1955 году, когда молодая и еще не известная актриса Быстрицкая снималась в своем первом фильме «Неоконченная повесть», в одной из самых драматичных сцен ее партнершей была семилетняя ленинградская школьница Таня Хоришко, исполнившая роль тяжелобольной девочки Настеньки.
Быстрицкая носила ее на руках
С тех пор актриса и ее маленькая партнерша не встречались ни разу, только иногда в интервью, вспоминая те времена, Быстрицкая признавалась, что ей очень хотелось бы увидеться с полюбившейся девочкой. И вот они встретились.
Татьяна Хоришко пришла на спектакль с букетом и очень волновалась перед встречей, но Элина Авраамовна приняла ее сердечно, обняла и рассказала присутствующим, как на пробах полюбилась ей Таня. Но той было уже семь лет, а по сценарию героине Быстрицкой нужно было долго носить девочку на руках. Режиссер решил, что актрисе будет тяжело, и перед самыми съемками заменил девочку на другую — помладше. «Я чуть не заплакала, услышав такое! — вспоминает Быстрицкая. — И сказала, что не хочу сниматься с другой девочкой, отдайте мне мою Таню!» Режиссер пошел навстречу, и сниматься стала Таня Хоришко. Этот фильм стал началом и для нее. Таню заметили на «Ленфильме» и стали приглашать сниматься. В фильмах «Дорогой мой человек» и «Андрейка» у нее, еще школьницы, были большие роли, а партнерами — Алексей Баталов, Леонид Быков, Кирилл Лавров. Татьяна не стала актрисой, и нам захотелось узнать о том, как сложилась судьба талантливой девочки, которую многие помнят по прекрасным старым фильмам.
Я никогда не была тщеславной!
— Татьяна, как вы узнали, что Быстрицкая вас ищет?
— Мне позвонила подруга моей мамы и спросила, смотрела ли я передачу по НТВ, в которой Быстрицкая сказала буквально следующее: «Единственный человек, с которым я хотела встретиться, — это Таня Хоришко». А потом мне позвонили из БДТ и сказали, что Быстрицкая меня ищет, обещали организовать встречу, когда она приедет. Но я не стала ждать звонка и пришла сама, чтобы повидать ее и поблагодарить за то, что она меня столько лет помнит! Я до слез признательна ей за эту память.
— А как вы попали в фильм «Неоконченная повесть»?
— Я не мечтала, как другие девочки, сниматься в кино. В «Неоконченную повесть» попала случайно, мне было семь лет, я только начала учиться в первом классе. А жили мы тогда возле «Ленфильма», и школа наша была по соседству с киностудией. Однажды после уроков я спустилась в гардероб, и меня окликнула какая-то женщина. Спросила, хочу ли я сняться в кино. Я и не думала об этом, но она дала записку для моей мамы с приглашением на пробы. Мы пришли на «Ленфильм», меня сфотографировали, а потом позвонили и сообщили, что я утверждена. Мой папа был рад, а мама ходила со мной на съемки, ждала, общалась с Быстрицкой. Иногда съемки шли до поздней ночи, но я не жаловалась. Атмосфера в группе была семейная, ровная и душевная. Ко мне все очень хорошо относились, особенно Быстрицкая, я ее любила. И хотя я была очень стеснительной девочкой, но ее совсем не стеснялась.
— Когда вышел фильм с вашим участием, изменилось ли отношение к вам одноклассников и учителей?
— Нет, совсем не изменилось. Вокруг меня всегда были хорошие люди, они не завидовали мне, а просто радовались, что я снимаюсь в кино. Да и я никогда не считала себя лучше других, не была тщеславной, так что в школе ко мне относились по-прежнему. А моя чудесная учительница Анна Петровна даже приглашала меня к себе домой, чтобы заниматься, когда я пропускала уроки из-за съемок.
— А на улице вас узнавали?
— Да, как ни странно, часто узнавали, подходили и спрашивали: «Девочка, ты снималась в таком-то фильме?» Услышав, что снималась, начинали расспрашивать про съемки и как я туда попала, не по знакомству ли. Даже спустя двадцать лет меня еще иногда узнавали.
Моими партнерами были Баталов, Быков, Лавров.
И еще — Манюня Вяткина
— Какой фильм был вторым после «Неоконченной повести»?
— Потом меня часто приглашали на пробы, я ходила, потому что мне было интересно. Иногда меня не утверждали, но от этого я не испытывала ни обиды, ни горя. А во втором фильме снялась в 11 лет, это был «Дорогой мой человек», там у меня была роль девочки, которую русские солдаты освободили из немецкого плена и привели в госпиталь. Один из бойцов нашел маленькую собачку, отдал ее девочке, и она стала выступать с ней перед ранеными. Эта собачка, Манюня, принадлежала клоуну Вяткину, и я ходила в наш Цирк, а клоун учил меня, как обращаться с собачкой, какие ей давать команды.
— Тут вы снимались уже в сознательном возрасте, вы уже знали Баталова и Быкова?
— Конечно, знала, но тогда для меня они были просто известными актерами, только с годами я стала понимать, с какими великими людьми меня свела жизнь. А тогда мне было достаточно, что они хорошие, добрые и прекрасно ко мне относились. В фильме с Баталовым у нас была только одна сцена, но потом мы с ним не раз общались, встречаясь на «Ленфильме». А Леня Быков был веселым человеком с прекрасным чувством юмора, с ним было очень хорошо. Съемки фильма «Дорогой мой человек» проходили в Калининграде, и я помню это город, он еще был разрушенным после войны, было много руин. Я жила там со своей мамой, она тоже снялась, в массовке. Ну а вскоре после этого фильма был «Андрейка» Николая Лебедева. Туда меня специально пригласили на роль, без проб. Там я уже почувствовала себя актрисой. В этом фильме у моей героини убили маму, и она перестала разговаривать. Ее взяли жить в бедную рабочую семью, и однажды девочка услышала, что приемной матери предлагают отдать ее. И вот я вбегала в комнату и кричала: «Мама!» Эта сцена всех поразила, говорили, что я всех потрясла тем, как сыграла.
— И все же вы не стали поступать в театральный...
— Я была очень зажатая и стеснительная. После выхода «Андрейки» мне приходилось выступать на встречах со зрителями, мы с Кириллом Лавровым ездили во Дворец пионеров, в кинотеатры «Родина», «Титан», а я придумывала какие угодно причины, лишь бы не приходить на них, потому что стеснялась. Однажды на встрече в ЦПКиО меня один зритель спросил, хочу ли я быть актрисой, и я ответила, что нет, я буду учительницей. Это обидело моего режиссера Николая Лебедева, он надеялся, что вырастит из меня актрису. И хотя мне на «Ленфильме» дали характеристику для поступления в театральный, я туда не пошла. Мне казалось, что я уродина, я очень боялась стать плохой актрисой, мне это было бы стыдно. Поэтому я поработала после школы, а потом поступила в Институт культуры и стала библиографом. Но это не принесло мне особой радости в жизни.
— Вы когда-нибудь пожалели о своем решении?
— Пожалела, но было уже поздно. Если бы можно было начать все сначала, то я рискнула бы и попробовала бы стать актрисой.