Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 мая 2024

Есть иголка у меня, ножницы, наперсток, Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пестрых!

В Петербурге идет I Всемирный фестиваль школ кукольников. Оказывается, с помощью кукол можно рассказать об очень серьезных вещах, даже о состоянии между жизнью и смертью.

В Петербурге идет I Всемирный фестиваль школ кукольников.

Среди нескольких десятков спектаклей встречаются и совсем недетские. Оказывается, с помощью кукол можно рассказать об очень серьезных вещах, даже о состоянии между жизнью и смертью (спектакль «Покойники — народ неважный», Германия). А во французском спектакле «Сигнал» речь идет о такой, увы, знакомой каждому теме утраты — близкого ли человека, радости ли жизни. Или о том, как приходят на землю поэты («Тарас», Украина).

О том, что происходит сейчас в мировом кукольном театре, корреспонденту «ВП» Татьяне ДЖУРОВОЙ рассказал один из организаторов фестиваля — канадец Жак ТРЮДО.


Жак Трюдо считает, что русский кукольный театр будет «просто фантастическим». Лет через двадцать.


— Какие процессы в русском кукольном театре вы наблюдаете?

— Впервые я побывал в России два года назад, когда был избран новым генеральным секретарем UNIMA (Международный союз деятелей театра кукол). Второй раз — в Екатеринбурге. Там меня пригласили в Омск на фестиваль театров кукол. И теперь я уже третий раз в России и впервые в Петербурге. Вы знаете, в России абсолютно особые условия. У вас очень много государственных театров кукол, и все они хорошо организованы. Во всем мире это редкое явление — чтобы театры кукол были такими большими организациями. Еще 10 лет назад такой театр считался нормой, но сейчас я вижу, что молодые артисты-кукольники хотят его изменить, и мне очень интересны новые работы студентов.

— Можно ли сказать, что в русском кукольном театре стала более сильной тенденция к синтезу разных видов искусств?


— В мире существует своего рода два направления. Первое — сохранение/соблюдение традиций. Мы живем в век новых технологий. Они привлекают молодых людей, и это приводит к тому, что границы между разными видами театров стираются, театр кукол как таковой исчезает. Именно поэтому важно движение за сохранение этих традиций, ведь потерять их было бы катастрофой. Второе связано с использованием новых технологий: артисты экспериментируют с тенями, с видео... Происходит синтез абсолютно разных искусств.

— Наш театр более консервативен, чем европейский?

— Да, еще 10 лет назад он был более консервативен. Сергей Образцов в 1930 — 1950-е годы произвел революцию в театре, и все развитие происходит вокруг его дела. Но сейчас у вас столько больших театров! И я вижу, что театр меняется, и может, лет через 20 он будет просто фантастическим. Русский театр сейчас в движении, в поиске.

— А что-то радикальное в современном театре кукол назовете?

— Я бывал в разных странах и много видел. И много где можно найти авангард. Например, в Чили есть организации, делающие нестандартные проекты. В Чехии всегда было все очень традиционно, но сейчас студенты делают что-то новое. В Израиле есть, есть и у нас, в Канаде. С мировой глобализацией такие явления можно встретить абсолютно везде. В прошлом году мы издали энциклопедию мировых кукол UNIMA. И мы видим, что современный театр процветает во всем мире. Следующий конгресс у нас будет в Китае. Там, как и в России, театр кукол был традиционным, но сейчас постепенно развивается дальше.

Фото Дарьи ПИЧУГИНОЙ

↑ Наверх