Газета выходит с октября 1917 года Thursday 18 апреля 2024

Эстонцы обрели свой храм

Внимательный прохожий, гуляя по улице Декабристов, не мог не обратить внимание на то, что здание странной конструкции с круглой пристройкой (дом 54-а) изменило облик: пристройка разобрана, а сверху появилась остроконечная башня. Теперь здание напоминает церковь.

Внимательный прохожий, гуляя по улице Декабристов, не мог не обратить внимание на то, что здание странной конструкции с круглой пристройкой (дом 54-а) изменило облик: пристройка разобрана, а сверху появилась остроконечная башня. Теперь здание напоминает церковь. А ведь долгие годы здесь и была эстонская церковь — Святого Иоанна. Ее исторический облик возрождается, и уже в начале следующего года здесь будут проводиться богослужения.

Об истории этой необычной и красивой церкви «Вечернему Петербургу» рассказала Вероника Махтина, кандидат культурологии, автор книги «Эстонская церковь Св. Иоанна в Петербурге».

— С Петербургом и его окрестностями связана жизнь нескольких поколений эстонцев. Ни один город в мире за пределами Эстонии не оказал такого же значительного влияния на развитие эстонской истории и культуры. Эстонцы появились в городе на Неве уже в XVIII веке, и еще задолго до строительства своей церкви объединились на основе единой языковой и конфессиональной принадлежности, — рассказывает Вероника Махтина. — Известно, что с 1755 года в финском приходе Святой Марии проводились отдельные богослужения на смешанном финско-эстонском языке, а с 1787 года при церкви Первого кадетского корпуса на Васильевском острове стали проходить постоянные службы на эстонском языке.

От церкви до стройтреста

Самостоятельный эстонский приход Святого Иоанна был образован в 1842 году. Примечательно, что петербургские эстонцы облюбовали район Малой Коломны. Здесь, в Дровяном переулке, поначалу снималось помещение для богослужений, а затем в 1860 году была выстроена церковь Св. Иоанна (Яановская церковь, Jaani kirik) на Офицерской улице (ныне улица Декабристов, 54-а).

Кирпичное здание в духе романской архитектуры с высокой колокольней было хорошо видно с нескольких направлений и стало украшением Коломны. Помимо церковнослужительского дома, построенного одновременно с храмом, со временем на участке образовался целый комплекс зданий, находившихся в ведении прихода. Так, в 1893 году во дворе было возведено новое каменное здание для приюта и школы (ныне улица Декабристов, 54-в, дворовый корпус), а в 1909 — 1911 годах отстроили доходный дом (ныне ул. Декабристов, 54-б, Мастерская улица, 1).

В начале ХХ века эстонский приход насчитывал порядка 20 тысяч человек, став крупнейшей лютеранской общиной города. Храм был центром религиозной, культурной и общественной жизни не только для петербургских эстонцев, но и для эстонской общины всего Северо-Западного региона.

Свою миссию храм выполнял не только в дореволюционной столице, но и в довоенном Ленинграде — вплоть до закрытия и разорения церкви в начале 1930-х годов. Все хранившиеся в банке церковные сбережения были конфискованы, ценности из храма изъяты, принадлежавшие общине здания национализированы. Церковный орган был перенесен в 1931 году частично в оперный театр Ростова-на-Дону, частично в Ленинградскую консерваторию. Сам облик храма был изменен до неузнаваемости: колокольня и портал разобраны, к лицевому фасаду пристроена полукруглая лестничная клетка, пробиты новые оконные проемы. Межэтажные перекрытия разделили некогда единое пространство церкви на три этажа. Изначально здание было передано Эстонскому дому просвещения. После войны здесь размещалось ремесленное училище, а в 1980 — 1990-е годы — строительный трест.

Крест изготовили на пожертвования

В 1990-е годы началось возрождение национальных обществ и религиозных организаций. Тогда же в городе вновь появились общество эстонской культуры и приход. А в 1997 году здание церкви Св. Иоанна было передано эстонскому приходу в безвозмездное пользование. Первое богослужение в возвращенном здании состоялось 25 ноября 2000 года — через 140 лет после постройки церкви и через 70 после ее закрытия. В здании не было воды и отопления, только электричество, но это не помешало и дальше проводить богослужения, вплоть до 2004 года, когда начались подготовительные работы к реконструкции.

Одновременно встал вопрос о возвращении зданию прежнего вида. Благодаря активной деятельности эстонского консула Юри Трея была создана инициативная группа и принято решение обратиться с просьбой к премьер-министру Эстонии Марту Лаару о выделении эстонским правительством средств на подготовку проектной документации.

— Изначально предполагалось, что на трех этажах здания разместятся и церковь, и эстонский центр, — рассказывает председатель приходского совета Кюлли Сульг. — Эстонская диаспора хотела иметь свой дом в городе, так как все эти годы для проведения различных мероприятий приходилось искать помещения и заранее договариваться, что очень усложняло нашу деятельность. Но, к сожалению, от идеи эстонского центра пришлось отказаться: с 2000 года здание церкви признали вновь выявленным объектом культурного наследия, и согласно требованиям КГИОП мы были обязаны вернуть зданию первоначальный вид, а согласно договору с КУГИ — использовать его только под религиозные, культовые и культурные цели.

В конце 2008 года рабочий проект прошел государственную экспертизу. Сами работы начались в 2009 году. К концу года построили крышу, стены, фундамент, восстановили прежние объемы, убрали пристроенную лестничную клетку. Стены нужно было восстановить из старого кирпича или использовать максимально подходящий к старому новый кирпич. После долгих поисков такой завод по выпуску кирпичей нашли во Пскове. На колокольне установили крест, изготовленный благодаря пожертвованиям эстонцев, раньше учившихся в Ленинграде — Петербурге. Недавно вставили окна, скоро здание подключат к коммуникационным сетям. Уже в декабре 2010 года строительные работы должны быть завершены. Полностью здание будет готово к 24 февраля 2011 года — годовщине Эстонской Республики.

То, что в город в прежнем неповторимом облике вернется церковь Святого Иоанна, — результат кропотливой и настойчивой работы членов эстонского прихода и местного инициатора этого проекта Kюлли Сульг.

— За финансовую поддержку необходимо поблагодарить правительство Эстонской Республики, которое, несмотря на трудные времена и кризис, намерено завершить задуманное, — говорит Кюлли Сульг. — Прихожане также благодарны правительству Санкт-Петербурга и генеральному консульству Эстонской Республики за поддержку и оказанную помощь в решении бюрократических проблем. Ведь в этом проекте нет проигравших: город и горожане получат еще один возрожденный исторический памятник, эстонская диаспора в Санкт-Петербурге — свой дом, а эстонцы в Эстонии — колыбель эстонской культуры и истории.

↑ Наверх