Эта память — наша совесть
Статьей об Александре Викторовиче Германе мы решили завершить цикл «Помнить героев». Улиц, носящих имена Героев Великой Отечественной войны, еще много, всего их более ста. И с каждым годом становится больше. В городскую топонимическую комиссию регулярно приходят письма с просьбой дать новому проезду имя защитника Ленинграда.
Статьей об Александре Викторовиче Германе мы решили завершить цикл «Помнить героев». Улиц, носящих имена Героев Великой Отечественной войны, еще много, всего их более ста. И с каждым годом становится больше. В городскую топонимическую комиссию регулярно приходят письма с просьбой дать новому проезду имя защитника Ленинграда.
За последние пять лет в Петербурге новым улицам были присвоены имена командующего Ладожской военной флотилией Виктора Сергеевича Черокова, легендарного командира танковой роты Зиновия Григорьевича Колобанова, начальника Ленин-градской местной противовоздушной обороны Емельяна Сергеевича Лагуткина. К слову, ни один из них не был удостоен звания Героя Советского Союза.
Вообще точное количество улиц, связанных с подвигом советского народа в Великой Отечественной войне, определить трудно. Ведь вот, например, улица Ольги Берггольц. Ольга Федоровна не защищала Ленинград с автоматом в руках, не состояла в двадцатитысячной армии генерала Лагуткина, про которую в войну ходила шуточная песенка:
Шел по улице отряд МПВО.
Все девчата, а мужчин
ни одного...
...Ах, что за чудо, что за чудо
вижу я —
Так это ж армия моя.
Но стихи и поэмы Ольги Берггольц, звучавшие по ленинградскому радио, вели солдат в бой за Родину. Любовь Спектор, оператор звукозаписи, а впоследствии главный инженер радио, говорила Ольге Федоровне, что генералы, которые прорывали блокаду в январе 1943-го, плакали, слушая Берггольц, а бойцы просили передать ей привет. Муза блокадного Ленинграда, как принято называть Ольгу Берггольц, — истинный герой обороны города.
А улицы Лебедева и Юрия Инге в Кронштадте? Алексей Лебедев и Юрий Инге в первую очередь были поэтами, но увековечены как защитники Ленинграда.
Лебедев был штурманом подводной лодки Л-2, погиб при выполнении боевого задания в ноябре 1941-го, а Инге, с первых военных дней работавший военным корреспондентом газеты «Красный Балтийский флот», погиб 28 августа 1941 года во время боя на корабле «Вальдемарас».
Есть еще сады и скверы, носящие имена Героев Великой Отечественной, общественные организации и учебные заведения. Но вот на что хотелось бы обратить внимание. Далеко не на каждой именной улице обозначено, чье имя она носит.
Когда-то еще Пушкин заметил в письме Чаадаеву: «Мы ленивы и нелюбопытны». Увы, многие горожане, проходя по улицам, носящим достойные имена Героев Отечества, не знают и не очень-то интересуются, кто такие были Типанов или Тамбасов, Пасторов или Гривцов. БалтИнфо перед 65-летием Великой Победы организовало спецпроект «Улицы-герои Ленинграда». Так вот, по опросам корреспондентов агентства, даже мемориальные таблички, установленные, как правило, на одном из домов в начале улицы, не всегда способствуют проявлению любопытства в петербуржцах. А некоторые ответы просто поражают: Тамбасов — «какой-то морячок», а братья Горкушенко, Владимир и Глеб, петергофские школьники, — «крутые чуваки».
Тем не менее подобные высказывания молодежи — не свидетельство полного пренебрежения историей нового поколения. Есть примеры и другого характера. В ряде школ учащиеся не формально, а серьезно изучают историю своего города, в судьбе которого оборона Ленинграда в годы войны и блокады занимает совершенно особое место.
Это то, о чем мы должны, обязаны помнить. И пусть памятные таблички — не панацея, все же их наличие может быть первым шагом к пробуждению интереса к личности, увековеченной в названии улицы.
И еще. К 65-летию Великой Победы многие памятники и мемориальные комплексы были приведены в порядок. Потрясающим мемориалом стал сквер «Скорбящая Родина» в Красном Селе. Здесь похоронены два Героя Советского Союза — Александр Типанов, имя которого носит улица в Московском районе, и Тимофей Федоров, в честь которого ничего не названо. Справа и слева от фигуры советского солдата в виде каре установлены памятные мраморные плиты черного цвета. На них золотыми буквами высечены имена более чем двух тысяч солдат. Памяти погибших посвящены два стихотворения, также выбитые золотыми буквами: Владимира Высоцкого — «Братские могилы» и Сергея Орлова — «Его зарыли в шар земной».
Хотелось бы верить, что и к 66-й годовщине Победы и далее сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны станет не галочкой в чьем-то отчете, а велением сердца. «Ведь эта память — наша совесть», как точно сказал поэт Юрий Воронов.
Фото Натальи ЧАЙКИ