Газета выходит с октября 1917 года Thursday 26 декабря 2024

Эти авто ездили быстрее, чем летали самолеты

В Музее автоэкзотики, расположенном в 3-м павильоне «Ленэкспо», открылась экспозиция «Аэростиль от Харли Эрла до Юрия Гагарина», посвященная 50-летию первого полета человека в космос.

В Музее автоэкзотики, расположенном в 3-м павильоне «Ленэкспо», открылась экспозиция «Аэростиль от Харли Эрла до Юрия Гагарина», посвященная 50-летию первого полета человека в космос. Будучи девушкой, да еще по-старомодному увлекающейся нарядами, а не машинами, на выставку в «Ленэкспо» я шла неохотно.

Слово «аэромобиль» ни о чем мне не говорило, а указанные в анонсе непонятные «сопла от реактивного истребителя» вселяли страх. Я настроилась изрядно поскучать, выполняя задание редакции. Но как только переступила порог павильона, где расположилась выставка, скуку и дурное настроение как рукой сняло. Вокруг было столько сияющих, ярких, похожих на леденцы автомобилей, известных мне по прекрасным старым голливудским фильмам, что глаза разбегались. Захотелось обойти все это великолепие, внимательно рассмотреть каждый.

Вот розовая, точно игрушечная, машинка, в которой легко представить улыбающуюся Мэрилин Монро, а вот в такой ездил Элвис Пресли. Я подолгу останавливалась у каждого аэромобиля, представляя себя то героиней Франсуазы Саган, то самой Франсуазой — страстной автомобилисткой. Не только я, но и все девушки, пришедшие на выставку, вживались в какие-то роли, принимая позы и фотографируясь возле нарядных автомобилей. Для нас это, конечно, не экскурс в прошлое, потому что по дорогам нашей страны такие машины не ездили, но получилась экскурсия в привлекательный мир американских фильмов.

Налюбовавшись аэромобилями всласть, я подошла к хранителю коллекции Сергею Свиридову и попросила его провести краткий ликбез — рассказать мне, что же такое аэромобиль и почему он так назван.

— Этот стиль в машиностроении зародился в середине пятидесятых годов, его автором является фронтовой летчик Харли Эрл, — просветил меня Сергей. — После второй мировой войны военные летчики, спустившись с небес, продолжали летать и решили строить автомобили, похожие на свои самолеты. В этом нет ничего удивительного, ведь автомобилестроение и авиация зародились в одно время, развивались параллельно и всегда были связаны: первые летчики были и испытателями первых автомобилей. В начале прошлого века автомобили ездили гораздо быстрее, чем летали самолеты, и нужно было быть очень смелым человеком, чтобы так быстро передвигаться по земле на очень несовершенных конструкциях. После войны многие авиаинженеры пришли в автомобилестроение. Вот бьюик середины пятидесятых годов: тогда не было пластика, и потому корпус клепали из маленьких кусочков алюминия. Брали корпус от самолета «мустанг», знаменитого американского истребителя второй мировой войны, и делали из него автомобиль. Так зарождался аэростиль, его еще называют «детройтское барокко» или «плавниковый период». Вы видите уникальную коллекцию клуба «Ретро-унион», уникальность ее в том, что такой полной коллекции нет ни у кого в Европе.


Бьюик 50-х годов, один из ярких представителей аэростиля.


— Вот тут на машине портрет Юрия Гагарина. Эта машина действительно ему принадлежала?

— Да, действительно, наши друзья — московские коллекционеры согласились показать на этой выставке последний из сохранившихся автомобилей Гагарина. Вы знаете, что в то время было два великих коллекционера: Леонид Ильич Брежнев и Юрий Алексеевич Гагарин. Он много ездил по миру, и везде ему делали подарки.


Этот автомобиль Юрий Гагарин получил в дар от американского народа.


— А известно, кто подарил ему эту машину?

— Кто именно вручил ключи, мы не знаем, но эта машина была подарена ему американской корпорацией, которая в то время выпускала понтиаки, как бы подарок от американского народа, это был самый прогрессивный автомобиль 1961 года.

— А Гагарин на нем ездил?

— Вряд ли он им пользовался, потому что таких подарков у него было много. Самыми любимыми автомобилями Гагарина были 21-я модель «Волги» с двигателем от «Чайки» и французский спортивный автомобиль. Этот автомобиль он подарил механику, который обслуживал его самолет. Благодаря именно этому человеку автомобиль сохранился до наших дней.

— А механик на нем ездил?

— Раз в год — он на этой машине ездил на юг.


Если не судьба покататься на таких автомобилях, то хоть сфотографировать на память...



Соня СЛЕЗКИНА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх