Эти роковые вторые таймы…
На Мемориале Валентина Гранаткина российская сборная впервые за восемь лет осталась без медалей.
Задачу кровь из носу выиграть домашний мундиаль 2018 года никто с повестки нынешних времен не снял. Была надежда, что основой нашей сборной на чемпионате мира станет юношеская команда Дмитрия Аленичева, которая участвовала на завершившемся в СКК Мемориале первого вице-президента ФИФА Валентина Гранаткина. Именно «участвовала» — наши едва ли не впервые оказались там статистами.
Для начала две даты — 2003 и 2011 годы. И две российские молодежные сборные — по хоккею и футболу, составленные из 17-летних. Для обеих команд эти годы — вехи в истории. Только для хоккейной «молодежки» со знаком плюс: она в нынешнем году завоевала чемпионский титул, которого последний раз добивалась именно в 2003 году. А для футбольной — антирекорд, ибо ее игроки, как в 2003-м, снова остались на питерском «международнике» без медалей. Причем у них, в отличие от «шайбистов», во время неудач и неурядиц опускались руки. И не помогал даже призыв Аленичева вдохновиться хоккейным примером...
А ведь ничто, казалось бы, не предвещало такого фиаско. Сборная составлена, по словам ее тренера, из лучших на нынешний момент 17-летних футболистов, каких можно найти на необъятных просторах России. Да и сам Дмитрий Аленичев — максималист по натуре, полон амбиций и желания работать. Карьеру политика (а он был членом Совета Федерации) Аленичев поменял на карьеру футбольного тренера. И хотя он не распространяется на эту тему, вряд ли это было решением руководства «Единой России» — воспитать «своего» тренера, который в 2018 году мог бы возглавить сборную России на домашнем чемпионате мира. Скорее это желание самого Аленичева сказать свое громкое слово в футболе.
Однако всего вышеперечисленного оказалось недостаточно. В сборной оказались неукомплектованными несколько позиций. Прежде всего — центр защиты. Впрочем, это общероссийская проблема во всех возрастах. Вспомним: во многих «взрослых» командах, в том числе и в «Зените», на этой позиции играют легионеры. Да и в нападении пришлось делать ставку на одного Александра Козлова. Причем на объективную недостачу хороших футболистов данного амплуа наложилось и нежелание тренеров некоторых команд отпускать своих игроков в сборную.
«Берт ван Линген, технический директор РФС, известный по работе в питерском «Зените», заявил, что все юношеские и молодежные сборные России должны исповедовать ту же тактическую схему, что и главная команда Дика Адвокаата, — заявил перед турниром Аленичев, явив собственную принципиальность. — Но я категорически против такого. Я буду выбирать тактическую схему исходя из футбольных возможностей моих подопечных, и никто не в праве мне что-либо указывать».
Тактика нашей сборной оказалась примитивной: вальяжная игра в центре поля в надежде бросить в прорыв нападающего Козлова. Конечно, если противник позволял, как медлительная сборная Латвии, то в атаку шли и полузащитники, и достаточно успешно — счет 6:0 в матче с латышами говорит сам за себя. Но чаще соперник приспосабливался к игре россиян. И во втором тайме оказывал такое противодействие, справиться с которым нашим было уже не по силам. А у Аленичева ответного тренерского решения не находилось — может быть, и из-за отсутствия опыта. Сложившуюся патовую ситуацию тренер объяснял психологическими проблемами…
Отсюда и результат: с Финляндией 3:3 после выигранного первого тайма и счета 2:3 по ходу второго. С Италией 0:2 с пропущенным мячом в каждом тайме. Наконец, 1:3 в матче за третье место, в котором сборная России после первого тайма вела — 1:0.
По словам Аленичева, лишь 10 —12 человек, игравших в его сборной, его удовлетворяют. Кроме того, он серьезно собирается побеседовать с президентом РФС Сергеем Фурсенко по поводу организации юношеского футбола в России. Ну и тренерского опыта он наберется. Нынешняя ситуация — ни результата, ни игры — в сборной
17-летних никого удовлетворить не может.
Борис ОСЬКИН
Фото Льва МЕЛЬНИКОВА