Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 6 ноября 2024

Это не просто строительный объект. Это — целый город!

Город скован небывалыми морозами. Богиня Ника на арке Главного штаба заиндевела. Но реконструкция восточного крыла Главного штаба не замирает даже в такой холод. Более того, сделано уже больше половины задуманного.

Город скован небывалыми морозами. Богиня Ника на арке Главного штаба заиндевела. Но реконструкция восточного крыла Главного штаба не замирает даже в такой холод. Более того, сделано уже больше половины задуманного.

На стройке чище, чем в городе

Наша журналистская группа выглядит забавно, особенно дамы — в меховых шубках и манто, дополненных строительными касками и полиэтиленовыми бахилами. Впрочем, бахилы можно было и не надевать — на стройке царит небывалая чистота. Я обошлась без этой детали туалета и, когда выходила со стройки, с изумлением увидела, что мои светлые замшевые сапоги совсем не испачкались.

Удивительную для России чистоту на стройке отметил и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, тоже совершавший экскурсию вместе с прессой: «Я был здесь 12 января, когда город умирал в снегу. А здесь все было чисто. Рабочие сами убирали снег сразу после того, как он выпадал!»

Но стройка есть стройка, поэтому пресс-прогулка была нелегкой: бесконечные деревянные лестницы, неровные полы, провода, шаткие мостки. Кроме того, периодически приходилось выходить на открытый воздух, и тогда даже паста в шариковой ручке замерзала.

 

Именно отсюда по церемониальной лестнице публика будет заходить в музей.

 


Дворы превратятся в атриумы

Уже привычным маршрутом идем в пятый двор, с которого все, собственно, и будет начинаться. Главный архитектор проекта и руководитель «Студии-44» Никита Явейн рассказывает, что именно отсюда по величественной, так называемой церемониальной, лестнице, которая при необходимости сможет трансформироваться в амфитеатр, посетители будут заходить в музей. В полуподвале разместятся кассы, турникеты, гардероб, музейные магазины, информационные стойки. На первом этаже — кафе и мультимедийный выставочный комплекс.

Все внутренние дворы Главного штаба будут превращены в атриумы. Одна из фишек проекта — висячие сады, которые будут перекликаться со знаменитым садом Эрмитажа. К остеклению дворов предполагается приступить уже в марте.

Поднимаемся на шестой этаж, где нам показывают будущую анфиладу выставочных залов. Здесь будет открыта Галерея Сергея Щукина и Ивана Морозова, сюда с третьего этажа Зимнего дворца переедут полотна импрессионистов и постимпрессионистов.

Гордость Никиты Явейна — световые фонари в крыше.

— Обратите внимание: здесь сочетаются исторические фонари, сделанные еще при Росси, и новые. Картины должны видеть небо! Но поскольку климат в Петербурге особенный, полгода светло, а полгода темно, то мы делаем сложную систему, сочетающую в этих залах естественный и искусственный свет, который должен быть мягким, рассеянным, имитирующим свет петербургского дня.

Сильное впечатление уже сейчас производит зал, который предназначен для демонстрации актуального искусства. Здесь не просто оставили старые внешние металлические тяги, но решили обыграть их, превратить в элементы декора, который будет сочетаться с инсталляциями современных художников и скульпторов. «Мы старались сохранить прежние интерьеры, а задача художников и дизайнеров — обыграть их. Современное искусство в Эрмитаже не должно быть таким же, как всюду», — говорит Михаил Борисович.

 

Михаил Пиотровский доволен тем, как идет реконструкция.

 


Состояние больного оказалось сложнее, чем показало УЗИ

Никита Явейн поведал, что реконструкция Главного штаба оказалась сложнее, чем предполагалось:

— Это не просто строительный объект. Это целый город! Перед нами стоит сложнейшая задача — превратить историческое здание, которое изначально было офисным, в современный музей. Ведь как был построен Главный штаб внутри? По обычной офисной схеме — длинные коридоры и череда дверей с правой стороны. Многие вещи мы применяем здесь впервые, экспериментируем. Это, в частности, монтаж больших поворотных плоскостей, работа над освещением помещений, сложнейшая геометрия лестниц. Многое из этого — штучные вещи даже в мировой практике!

Руководитель компании-подрядчика Виктор Смирнов заметил, что предварительное обследование здания — все равно что УЗИ. Но когда приступаешь непосредственно к операции, видишь, что случай здесь гораздо сложнее того, что предполагали врачи: «Если сравнить с проектами реставраций здания Военно-морского музея, Сената и Синода, особняка Лобановых-Ростовских, то в работе над Главным штабом возникло больше всего трудностей. Когда мы сняли 100% штукатурки, то количество разрушенной кладки просто поразило. Ни одна стена не обошлась без стяжки».

Перед началом работ обследовали кладку со стороны Дворцовой площади. И она была более-менее в порядке. Решили, что так везде, — и просчитались! Со стороны набережной Мойки вся внутренняя работа выполнена некачественно, много забутовок.

На вопрос, с чем же это связано, руководитель группы авторского надзора Виктор Антипин пошутил: «Выключите диктофоны, тогда скажу! Строители и тогда не всегда были добросовестными!» А Никита Явейн предположил, что, наверное, у тогдашнего подрядчика закончились казенные деньги, вот и пришлось схалтурить ради экономии.

Вообще та удивительная гармония, которая свойственна творениям Карло Росси, необъяснима. Казалось бы, все тут сделано не по правилам, минуя точные расчеты. Например, выяснилось, что в Главном штабе нет ни одного одинакового окна! Для каждого из 150 пришлось заказывать рамы по индивидуальным размерам. Нет здесь и одинаковых сводов. А несколько сводов в «пентагонах» — помещениях в арке Главного штаба — упорно не поддавались никаким расчетам. Пришлось просто продублировать перекрытия.

Хотя, возможно, именно из-за этих маленьких неточностей старинные здания выглядят одухотворенными и живыми, в то время как современные дома, где все точно и правильно, удивительно безлики.

 

Одна из главных задач сейчас — прокладка инженерных сетей.

 


Александровская колонна следит за Главным штабом

Почти все перекрытия в здании были усилены. Опасаясь, что проводимые работы могут спровоцировать подвижку старых трещин или, боже упаси, появление новых, строители привлекли к мониторингу состояния здания четыре компании, в том числе одну иностранную — французскую. Они установили около 150 датчиков и круглосуточно следят за тем, как «дышит» Главный штаб. «Даже Александровская колонна участвует в этом процессе!» — заметил Михаил Пиотровский.

Новые трещины, к счастью, пока не появились. А знаменитая старая трещина, родившаяся в 1896 году, когда Министерство финансов решило обустроить для себя зал совещаний, с внутренней стороны уже заделана. С внешней же она исчезнет позднее, когда начнутся работы по реставрации фасадов.

Справка «ВП»

Генеральный директор фонда инвестиционных строительных программ Санкт-Петербурга Алексей Васильев отметил, что уже в мае этого года начнутся реставрационные работы второй очереди восточного крыла Главного штаба. По его словам, он уже получил предложения от 5 компаний: «Вся информация отправлена во Всемирный банк, и уже в феврале будет понятно, кто сможет участвовать в конкурсе по выбору строительного подрядчика».

Восточное крыло Главного штаба должно открыться к 250-летию Эрмитажа в 2014 году.


Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх