Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

Это сладкое слово «тарифы»

Объединение мусорщиков собирается лоббировать новые законы и повышение сборов с населения

Объединение мусорщиков собирается лоббировать новые законы и повышение сборов с населения



На минувшей неделе в Петербурге было объявлено о создании первой в стране саморегулируемой организации (СРО) в сфере рециклинга — переработки отходов производства и потребления, коротко — СРО СПАР. Зачем нужна новая организация, какие задачи перед собой ставит, чем «грозит» петербуржцам?
На эти вопросы удалось получить ответы в ходе пресс-конференции, в которой приняли участие первые лица СПАР Леонид Вайсберг и Вячеслав Прохоров, лидеры рынка мусороперевозок Петербурга Виталий Журкович и Леонид Хильченко, глава Северо-Западного отделения «Зеленого креста» Юрий Шевчук и первый зампред комитета по благоустройству Петербурга Всеволод Хмыров.
На пресс-конференции прозвучали оптимистичные оценки перспектив мусорной отрасли. Однако подтекст радовать петербуржцев не может: конечным итогом всего происходящего, вероятно, станет заметный рост «мусорных» тарифов.

Выгодное членство

Всего в Петербурге официально зарегистрировано более 850 юридических лиц, которые в уставной деятельности числят сбор, вывоз и переработку твердых бытовых отходов. Однако фактически большинство из них «спит», существует только на бумаге. Примерно треть испарилась в ходе кризиса, еще треть бездействует. На рынке смогли остаться только крупные фирмы или те, кто соучаствует в теневом обороте мусора. В новую СРО вошли пока всего 32 «мусорные» организации. Вроде бы немного, так что опасаться на первый взгляд нечего. Однако члены СПАР уже сейчас контролируют около 40% всего мусорного рынка Петербурга — и прием продолжается. За членство платить приходится не много. А получить от новой организации они смогут гораздо больше. Особенно в том случае, если СРО будут переданы права допуска на «мусорный» рынок, заменяющие лицензирование.
О том, что к тому дело идет и лицензирование будет заменено на допуск от СРО, сомневаться не приходится. Уже давно премьер Путин и президент Медведев заявили, что государство будет передавать контрольные функции в сфере экономики различным саморегулируемым организациям — объединениям бизнеса по отраслям. Именно они будут давать право работать в той или иной сфере, гарантировать качество работы своих членов и отвечать общим кошельком, если кто-то из членов СРО нанесет материальный ущерб.
Впрочем, пока эти права новому СРО не переданы. Так чем же вызвано столь активное стремление участников мусорного рынка к объединению — при том, что по большому счету каждый из них друг другу совсем даже не товарищ и брат, а самый настоящий конкурент? Судя по высказываниям — тем, что правила «мусорного» рынка его участников совершенно не удовлетворяют. По большому счету они не нравятся и жителям, вот только векторы желаний у нас разные.

Платите больше — увезем дальше

По словам Всеволода Хмырова, петербуржцы хотят, чтобы везде было чисто, мусор вывозили вовремя и не в ближний лесок, а на полигоны — и чтобы население ничего за это не платило. Ну а мусорщикам нужно совсем другое. Главный предмет их недовольства — устаревшая тарифная политика города и размер самих тарифов. По мнению представителей СПАР, все это у нас пока соответствует 60-м годам прошлого века и совершенно не учитывает новые реалии: требования к спецтехнике, новые маршруты для вывоза мусора, новые экологические ограничения и ожидания горожан...
Противоречия заложены уже в самом принципе формирования тарифов. Так, каждый житель Петербурга платит своей УК за вывоз мусора в зависимости от… площади своего жилья. А мусорщики берут с тех же УК плату за объем, за кубометры мусора, которые они принимают в свой спецтранспорт. Как «квадраты» превратить в «кубы» — задача, достойная Нобелевской премии. Однако ее легко решают и в комитете по тарифам, и во многих управляющих компаниях.
Делается это просто. Тариф «от комитета» — 120 рублей за вывоз куба мусора, тариф «от УК» — 50 рублей за то же самое. Ни тот ни другой реальных затрат не покрывают. Но, получив по 120 рублей, «большие» мусороперевозчики везут отходы из наших дворов на официальные свалки. А получив по 50 рублей, «маленькие» возчики вываливают мусор в ближайшем от города леске, овраге или просто на обочине. И наконец, мы, горожане, платим по 3,18 рубля с квадратного метра общей площади квартиры — и не понимаем, почему тариф все время растет, но мусорные контейнеры под нашими окнами почти постоянно стоят переполненные, почему рядом с ними — свалки пакетов и крупногабаритного мусора...
В общем, всем плохо. А как сделать хорошо?

Нам бы как в Европе…

На пресс-конференции было озвучено два рецепта. Первый касается непосредственно нас с вами. Нам было торжественно объявлено, что теперь у всех фирм и организаций, которые работают в сфере перевозки и переработки мусора, благодаря созданию СРО появился свой грамотный и авторитетный лоббист. Он «будет работать с органами власти» и убеждать их привести тарифы на вывоз и переработку мусора в соответствие с реальными затратами. При этом мусорщики будут бороться за высокие тарифы не поодиночке, как прежде, а объединившись в мощный и авторитетный кулак.
У нас с вами, уважаемые читатели, такого «кулака», как вы понимаете, нет. Его роль должны были бы играть соответствующие службы правительства города. Однако, судя по тарифным результатам, наши финансовые интересы они отстаивают гораздо хуже, чем интересы «участников рынка услуг ЖКХ».
Второй рецепт для нас вроде бы предпочтительнее — но лишь на первый взгляд. Касается он нововведений в законодательство. Дело в том, что в странах западного мира уже давно закладывают цену вывоза и переработки отходов в цену каждого товара и его упаковки. Просто для пакета молока это, к примеру, доля цента, для телевизора — 100 — 200 долларов, а для автомобиля — уже за тысячу. Деньги аккумулируются на определенных счетах и поступают напрямую мусорщикам, владеющим бизнесом по вывозу и переработке отходов. Потому-то этот бизнес на Западе крайне прибыльный и даже престижный.
У нас в стране уже лет десять принять такой закон мешают лоббисты-промышленники. Они не хотят закладывать в цену российского товара стоимость его утилизации. В итоге Россия не получает миллиарды в валюте за утилизацию импортных товаров и фактически вынуждена перерабатывать их за свой счет. То есть — за счет населения. На границе РФ «стоят» порядка 40 миллиардов (!) евро в год на утилизацию ввозимых товаров — а к нам пробиться не могут!
Так вот, главная мечта и, соответственно, цель объединения мусорщиков — заставить наконец наших законодателей вернуться к закону об ответственности производителя за утилизацию своего продукта. Тогда основные свои доходы они будут получать не от нас с вами, а от производителей товаров — как наших, так и зарубежных. Для нас это вроде бы хорошо — но, увы, такой закон приведет к удорожанию всех без исключения продуктов и вещей, которые мы покупаем. Пусть ненамного — но все же.

Общий итог всего услышанного, если отбросить словесную шелуху, достаточно печален: нам предстоят очередные расходы — и обществу в целом, и каждому из нас. Вполне в свете нового лозунга новой эпохи: платить везде, платить всегда, до дней последних солн... Ох, пардон, конечно же, донца. Нашего с вами и наших детей.


Марина ГЛЕБОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх