Фабрика «скороход» чемпионов не штампует
Продолжаем серию публикаций о подготовке питерских и российских спортсменов к Белой олимпиаде-2010. Сегодня — рассказ о наших перспективах в конькобежном спорте.
Продолжаем серию публикаций о подготовке питерских и российских спортсменов к Белой олимпиаде-2010. Сегодня — рассказ о наших перспективах в конькобежном спорте.
Японцы и китайцы ушли в отрыв
В основной состав российской сборной входят четыре скорохода из Северной столицы: Екатерина Абрамова, Екатерина Шихова, Сергей Чадаев и Максим Босенко. Кто-то из них наверняка попадет на Олимпиаду. Кроме того, в резервный список питерского спорткомитета входят еще Филипп Балабанов, Денис Коваль и Татьяна Артма. Но это так, для галочки. Их время (как и время Чадаева с Босенко) придет к Играм в Сочи.
Перед Олимпиадой в Турине в этом списке фигурировали имена и других перспективных. Но все они уже давно не «подают надежды» — по разным причинам. Ядвига Горбова, к примеру, закончила карьеру, а Игорь Нефедьев гоняется за другой регион.
Официально сборную России сформируют по итогам чемпионата страны, который состоится в декабре. Но огромное значение будут иметь и результаты на этапах Кубка мира, куда еще надо попасть. Отбор туда произойдет в середине октября в Кубке Москвы.
Абрамову и Шихову могут включить в состав на командную гонку. При удачном стечении обстоятельств в этом виде можно и медаль заполучить (в этом году на чемпионате мира наша девичья команда заняла четвертое место). Что касается Чадаева, то в кулуарах спорткомитета признаются: если спринтер попадет в Ванкувере в двадцатку лучших, это будет грандиозным результатом.
В командной гонке, которая в Турине дебютировала на Олимпиадах, россиянки — бронзовые призерки. Здесь за место в сборной спорят наравне Абрамова и Шихова. Но можно ли причислить наших девушек к реальным претенденткам на медали?
«Нет, прошло то время, когда к командной гонке в мире относились как к забаве, — прикинул перспективы главный тренер женской сборной по конькам Валерий Муратов, с которым связался корреспондент «ВП». — Команды Японии, Германии, Китая и Голландии очень прибавили».
Докатиться до лицензии
Так и хочется сказать: в отличие от нас. И это, к сожалению, недалеко от истины. Вроде бы в Москве построили арену с искусственным льдом, на которой петербуржцы Дмитрий Шепель и олимпийская чемпионка Турина Светлана Журова могли кататься хоть круглые сутки. Именно это, как считается, позволило российским скороходам четыре года назад выйти на лидирующие позиции в мире. Но, после того как те же Журова и Шепель завершили карьеру, молодые гонщики, пусть даже занимавшиеся на роскошном льду, заменить их оказались не готовы.
Рассчитывали, например, на бронзовую призерку Туринской олимпиады в командной гонке Екатерину Абрамову. Но она, увы, тратила время на ссоры с тренерами, драки с партнершами по команде (с Екатериной Лобышевой, если интересно), отбывала годичную дисквалификацию…
Ныне Абрамова, которую «простили», очень рассчитывает на участие в Ванкуверской олимпиаде. Она удачно вышла замуж, подумывает о ребенке (после Игр, разумеется). Поняла, что всю свою энергию ей нужно тратить на дорожках, а не в раздевалках, где она, как говорят, двери крушила.
«С Муратовым работать легко: он долгие годы тренировал мужчин, человек жесткий, — выдохнула недавно Абрамова. — Такой как раз и нужен. Уж он-то не допустит конфликтов в команде».
Но, чтобы выступить в командной гонке, девушки (как, кстати, и мужчины) должны сперва заполучить олимпийские лицензии хотя бы на одной личной дистанции.
Крути педали, пока каток не дали…
Хорошо хоть питерские конькобежцы ныне избавлены от бытовых или финансовых проблем, которые испытывали их титулованные предшественники. По словам специалиста питерского комитета по физической культуре и спорту Татьяны Ефремовой, «сборники» Северной столицы получают по 15 тысяч рублей ежемесячно, не считая больших выплат от федеральных структур.
Когда спорткомитет еще возглавлял Владимир Шитарев, он объявил о включении коньков в число приоритетных олимпийских видов. Но тогда это не привело к серьезному увеличению финансирования. Теперь же, в олимпийский сезон, на питерские коньки выделены солидные деньги.
Однако и это не решит главной проблемы питерских коньков.
Эта проблема — отсутствие арены с искусственным льдом. Такие базы есть практически везде в России (в Москве, Челябинске, даже в Коломне). У нас же нет ни одного конькобежного центра стандартных размеров.
Скороходы тренируются на открытом стадионе «Спартак» (это на улице Аккуратова), где зимой лед замерзает месяца на два, да в Академии фигурного катания, куда их бесплатно запускают по воскресеньям — на полтора часа. Да еще летом конькобежцы тренируются на дорогих велосипедах, предоставленных спорткомитетом. Из «Юбилейного», а также с крытого катка на улице Бутлерова их давно попросили.
«Где-то же надо учиться стоять на коньках», — подытожила Татьяна Ефремова.
Действительно надо. Без хорошего и всепогодного катка спортсмены высших достижений заниматься не могут. Это все равно что игрокам «Зенита» шлифовать футбольную технику на болоте. Но конькобежцы в Северной столице появляются — за счет энтузиазма и опытных тренерских кадров советской закалки. После чего, естественно, уезжают в столицу.
Крытый каток Светлана Журова еще в 2006 году выпросила у тогдашнего президента России Владимира Путина. Место уже выбрано — Полежаевский парк. Даже проект успели подготовить. Но из-за финансового кризиса к строительству катка так и не приступили.
Павел ВЛАДИМИРЦЕВ
Интерес к конькам на берегах Невы сохраняется: в Питере этим видом спорта занимаются около 700 человек. Правда, несколько лет назад конькобежцев у нас было в полтора раза больше.
Важно: Правила перепоста материалов