Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 января 2025

Фасады Петербурга: потемкинские деревни XXI века?

В редакцию «Вечёрки» обратилась читательница Валентина. Ей посчастливилось жить в чудесном доме на Лиговском проспекте, 125. Дом в стиле модерн был построен в 1906 году по проекту архитектора Александра Лишневского. К сожалению, дом на Лиговском, 125, находится далеко не в лучшем состоянии — даже после проведенных не так давно реставрационных работ.

В редакцию «Вечёрки» обратилась читательница Валентина. Ей посчастливилось жить в чудесном доме на Лиговском проспекте, 125. Дом в стиле модерн был построен в 1906 году по проекту архитектора Александра Лишневского — автора знаменитого дома с башенкой (архитектурной доминанты Пяти углов) и многих других знаковых красивейших петербургских домов. К сожалению, дом на Лиговском, 125, находится далеко не в лучшем состоянии — даже после проведенных не так давно реставрационных работ.


Лиговка, 125. Фасад с проспекта радует глаз, а то, что внутри, — проблемы жильцов дома.


Выборочная реставрация: две стены из десяти

Всем известен печальный случай с домом Рогова на Загородном проспекте, который был доведен до аварийного состояния из-за равнодушия чиновников и горе-инвесторов, которым была вверена судьба этого памятника архитектуры и истории Петербурга. Однако, как показывает практика, даже в тех случаях, когда реставрационные работы проводятся, здания продолжают разрушаться. В чем причина этого — недостаточное финансирование или же недобросовестное исполнение — вопрос уже второй. А результаты «реставрации» — налицо.

— Последние реставрационные работы в нашем доме завершились в мае 2009 года, — рассказывает Валентина. — Тогда были отреставрированы две стены со стороны Лиговского проспекта и Рязанского переулка, привели в порядок лепнину. Покрасили одну торцевую стену, видную с Лиговского проспекта, и полностью отремонтировали одно парадное со стороны Лиговского, вместе с черной лестницей. Это было сделано, тут ничего не скажешь. Но сколько всего осталось без внимания!

По словам Валентины, ничего не сделали с парадным со стороны Рязанского переулка. А подъезд — в ужасном состоянии. Деревянные оконные рамы разбухли от влажности, из-за чего окна просто не закрываются, где-то отсутствуют ручки и защелки. С потолка обвалилась штукатурка. Кованое ограждение лестницы покрыто многими слоями краски, которые накладывались на старые, перемешавшиеся с грязью облупившиеся слои.

— До Нового года в этом подъезде вообще отсутствовала кодовая дверь, и он служил распивочной и уборной для алкоголиков и спальней для бомжей, — жалуется Валентина. — Лифт у нас аварийный. Черная лестница со стороны Рязанского переулка не отапливается — там просто нет ни одной батареи. Фигурные окна, похоже, в последний раз окрашивались еще до революции. Кровлю нам починили, но после этого стало еще хуже!

Стандартный для петербургского ремонта случай: пришли гастарбайтеры, потрудились. Может, даже хотели как лучше. Но какой материал им дали, тот и использовали. Так и с крышей дома на Лиговском: после когда-то случившегося пожара кровлю решено было заменить полностью. Заменили, и теперь она протекает, а для жильцов нескольких квартир ведра и тазы стали привычными элементами интерьера.

Вот такой он, «парадный» Петербург. Потемкинский ремонт сделали, и если проедет мимо чиновник какой с проверкой — так и глаз радуется! А то, что восемь стен по периметру дома на Лиговском, 125, не ремонтировались вообще, — так это ж не видно с проспекта. Не говоря о том, что никто не станет инспектировать черные лестницы и подъезды, расположенные во дворе. Ну а уж на то, что крыша протекает, в нашем городе сейчас жаловаться считается как-то даже неприлично. У всех течет!

Но и это еще не все. Неподалеку, на месте снесенного дома по Лиговскому, 123, где планировалось да так и притормозилось строительство парковки, придумали складировать снег. Скоро он растает, и дом начнет разрушаться еще и из-за гниющих подвалов.


Неужели и это здание на Пяти углах заменит бетонно-стеклянный монстр?


Башенка на Пяти углах может рухнуть?

Корреспондентам «Вечёрки» стало интересно, в каком состоянии находятся сейчас другие шедевры архитектора Александра Лишневского. Только на Загородном проспекте есть сразу два очень интересных дома. Один из них, по адресу: Загородный, 24, построен в 1900 — 1910 годах в стиле неоклассицизм. Это не просто дом, а целый комплекс, с системой дворов, связанных арками. Сейчас дом даже с лицевого фасада в ужасно запущенном состоянии. Фрагменты декоративных ваз на фасаде утрачены, как и части ограждений балконов. Вместо этого фасад «украшают» намерзшие сосульки.


Декор дома на Загородном, 24, выглядит удручающе.



А на знаменитый дом у Пяти углов — шестиэтажный остроугольный дом с башенкой (построен в 1913 — 1914 годах в стиле неоклассицизм) на Загородном, 11, — вообще больно смотреть. Самое главное его украшение — сказочная башня — лишилось одной из колонн! Кроме ущерба, нанесенного памятнику, возникает опасность обрушения и вполне реальная угроза для прохожих.

Доживет ли архитектурное наследие Александра Лишневского до следующих поколений — с таким «вниманием» и «уходом», — представляется весьма сомнительным.

А пока символы Петербурга теряют свое лицо, в городе растут новые мансардные надстройки и стеклянные бизнес-центры. Не исключено, что скоро и шедевры Лишневского пополнят список аварийных зданий, подлежащих сносу, и освободят место для нового строительства.

Справка «ВП»

Александр Львович Лишневский с 1895 по 1901 год работал городским архитектором в Елизаветграде (ныне Кировоград). С 1901 года — в Санкт-Петербурге. Впоследствии — крупный петербургский архитектор. Автор многочисленных построек и конкурсных проектов.
После революции строил оборонительные сооружения под Петроградом, завершил строительство больницы имени Петра Великого (Мечниковская больница — Пискаревский проспект, 47). Позже активно участвовал в жилищном и школьном строительстве в Ленинграде (Невский проспект, 141, проспект Обуховской Обороны, 19, и другие). С 1930 года руководил мастерской Ленпроекта. Член правления Ленинградского отделения Союза архитекторов. Умер в 1942 году.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх