Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Фермеры с юга спасаются от банкротства в Петербурге

Фермеры в один голос говорят, что ждут самых страшных последствий засухи, а потому приехали реализовывать продукцию лично, на максимально выгодных условиях.

Запах подгнивающих овощей разносится на сотни метров от недавно открывшегося на Выборгском шоссе Центра фермерской торговли. Предприниматели уверяют: так и должно быть, отвыкли жители мегаполиса от продуктов, выращенных без химикатов. Ценник тоже необычен для большого города. Например, за килограмм арбузов или лука просят всего 5 — 6 рублей. Впрочем, у себя в регионах фермеры продают привезенные сюда овощи, фрукты и мед еще дешевле. Все они в один голос говорят, что ждут самых страшных последствий засухи, а потому приехали реализовывать продукцию лично, на максимально выгодных условиях.


Хотя арбузы «навалом», с земли продавать нельзя, ни фермеров, ни покупателей это не смущает.


Фермер Евгений Соколов из Волгограда привез 25 тонн арбузов. Огромный грузовик припаркован прямо посередине площадки в четыре гектара, отведенной под Центр фермерской торговли. На асфальте под машиной — большая лужа из арбузного сока.

— Тонкая кожа, фрукт лопается, — разводит руками Евгений.

Запах и внешний вид покупателей не смущают. Продажа начинается в полдень и длится до семи, а то и до восьми вечера. Зазывать покупателей не приходится. У каждой точки выстраиваются очереди.

— В мешки фрукты и овощи можно набрать самостоятельно, — объясняют корреспонденту «ВП» покупатели. — Так что мы отсеиваем испорченные продукты.

С соседнего грузовика продают капусту по 16 рублей, свеклу по 15, лук по 8, баклажаны по 20 рублей за килограмм. Впрочем, цены могли бы быть еще ниже. Продавщица Елена Холманова рассказывает, что с третью урожая в их хозяйстве в Ростове уже распрощались. Таковы последствия пожаров и засухи. При этом нужно отдавать кредит в 2 миллиона рублей. Единственный способ выкарабкаться — вот такие точки продажи. К тому же пока здесь не берут ни процент от доходов, ни арендную плату.

— Но мы губу не раскатываем, — уточняет Елена. — Знаем, что не сегодня завтра могут зарядить такую цену за точку, что невольно задумаешься, какая тебе от этого выгода.

По прогнозам фермеров, к зиме все овощи и фрукты неизбежно подорожают на 20 — 30%. Да и по данным Росстата, цены в рознице уже начали расти с августа. Конечно, продажа садоводами продукции без посредников и торговых наценок могла бы выручить и их самих, и покупателей. Но тогда проект должен быть социальным, чего никак нельзя сказать об открытом в Озерках центре.

Так, в администрации Выборгского района заявили, что это коммерческая инициатива. Действительно, развивает рынок общество с ограниченной ответственностью. На сегодня объем частных инвестиций составляет 2 миллиона евро. Но в будущем вместе с территорией рынка, которая со 160 павильонов увеличится до 800, и объем инвестиций поднимется до 10 миллионов евро. В то же время заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга Анна Рухмакова отмечала ранее, что в планах у Смольного — открытие подобных рынков выходного дня в каждом районе. Да и генеральный директор управляющей компании центра фермерской торговли «Озерки» Александр Кучерявый подчеркивал, что ему очень помогли правительство Петербурга и администрация Ленинградской области.

— Да проблема не в управляющих рынками и магазинами, а в последствиях засухи, — считает Андрей Ребенников.

Он и еще несколько фермеров ведут рядом со своими «газелями» продажу меда. Все приехали из Волгоградской области, самого медового края. Другой владелец пасеки, Николай, вместе с женой и двумя сыновьями привез мед из поселка Елань. Говорит, что из 20 тысяч жителей поселка 15 тысяч занимаются тем же, что и он. А об этой точке продажи рассказали петербургские друзья, вот и примчались всей семьей спасать свой бизнес. В этом году собрали только треть нормы. В то же время на содержание пасеки нужно примерно 350 тысяч рублей в год. Так что ночуют здесь же, в машинах. Если тратиться на гостиницу, то пережить последствия нынешнего лета точно не удастся.

— Температура достигала 45 градусов, и я даже не мог дотронуться до крышки улья, — вспоминает Николай. — Когда мы уезжали, все еще палило солнце и было 35 градусов. Собрали 4 тонны меда и повезли в «Ленэкспо». Только там продажи не шли, подходили какие-то перекупщики — и все. А здесь настоящие покупатели.

У Николая за 700 рублей можно приобрести килограмм гречишного, полезного и востребованного меда. Очереди тоже выстраиваются моментально. А опасения у фермера все те же — назначат высокую арендную плату и придется искать новое место для реализации своего товара.

Ирина ПАНКРАТОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх