Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Фей с обликом Бритни Спирс могут победить только родители

Империя Winx адаптировалась к российской действительности

Российская премьера «Winx Club 3D: Волшебные приключения» состоялась на несколько дней раньше европейской. Отец-основатель бренда и режиссер мультфильма Иджинио Страффи дипломатично заметил, что Россия находится в зоне его особого внимания, ибо здесь не меньше, чем в Италии, ценят красоту и способны оценить по достоинству и мультфильм сам по себе, и Winx как явление. Winx эпидемией накрыли страну, и главный вопрос сегодня в том, насколько разрушительным
может быть ее характер.


Сюжет
В Алфее — школе юных волшебниц Winx — барышни с крылышками празднуют начало учебного года, зачем-то объединившись с противницами из Облачной башни, где обучают искусству черной магии. Ведьмочки гадят по мелочи, превращая пару-тройку соперниц в крупных жаб, но ясно, что они только разминаются.
На планете Домино фея Блум переживает романтическую историю с невнятным юношей по имени Скай. Юноша сделал было предложение, но в последний момент соскочил: в семейном анамнезе — драма, сговор с темными силами, чуть ли не родовое проклятие. Вместе с Блум, ее подругами и их бойфрендами, с родителями и любимой лошадью Пек он отправляется в самый эпицентр борьбы добра со злом, имея твердое намерение победить.
У каждого свой резон: кто-то стремится разрешить давний конфликт, кто-то искупить вину, а кто-то просто хочет замуж. Лошадь скачет — ей, что называется, по роли положено — и в кульминационные моменты оказывается полезной.
История
Итальянский мультсериал «Winx Club» появился в эфире в январе 2004-го, с апреля 2008-го он идет у нас (под названием «Клуб Winx — Школа волшебниц»). Уже больше двух лет Россия входит в число тех стран, где девочки определенного возраста, собираясь в школу, приобретают ранцы с Winx, пеналы с Winx, ручки с Winx, а укладываясь спать, говорят «Спокойной ночи!» Блум, Стелле или Флоре. Империя Winx успешно адаптировалась к российской действительности, прицельно попадая в целевую аудиторию девочек от пяти до двенадцати лет. Взрослым же стоит немалых усилий, во-первых, разобраться в том, для чего нужны Чармикс, Энчантикс или Любовикс, кто такие Трикс и Пикси, а во-вторых, определить, в чем состоит привлекательность этих нечеловечески прекрасных девушек, которыми бредят их дочки.
Winx — дичайший гибрид японской техники аниме и преувеличенной итальянской витальности. Нестыковка буквально трагическая: там, где аниме со своей нарочитой примитивностью берет подтекстом, Winx начинает напоминать рекламный ролик — каковым по сути и является.
Лошадь как пример
для подражания
Страффи с самого момента создания упирает на то, что прежде всего героини пропагандируют семейные и прочие вечные ценности; но на деле это просто половозрелые барышни в ужасных одеждах, к тому же похожие на Бритни Спирс, Аврил Лавинь, Бейонсе и прочих персонажей, не всегда достойных подражания. Героини срисованы с поп-звезд в буквальном смысле — таков был замысел Страффи, желающего еще больше привязать зрителей к экранным образам. Борьба добра со злом беспокоит их исключительно в тандеме с педикюром; в целом представления авторов о девичьих ценностях довольно однообразны. Как и представления о жизни вообще. Единственное человеческое существо в этой компании, как ни странно, — лошадь. По крайней мере она молчит, и у нее нет ни отвратительного розового мобильного телефона, ни ручного кролика, подозрительно похожего на модных нынче крысособачек. Возможно, она и есть истинный пример для подражания.
Отцы и дети
«Не так страшны Winx, как их малюют», — сказала мама одной семилетней девочки: недавние кумиры теперь заброшены под диван, и само слово уже не вызывает у дочки трепета. Мама считает, что это как ветрянка: переболел — и прошло. Можно думать и так, если не вспоминать о том, что ветрянка (в медицинском смысле) иногда имеет отсроченные последствия. А Winx-ветрянкой «болеют» все, в том числе и девочки из хороших семей, где книги и музыка, театр и танцы. Они могут быть сколь угодно благополучными, но Winx им вынь да положь.

комментарий


Психолог-консультант Денис Желателев, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования ЛГУ им. А. С. Пушкина, считает, что феи Winx — не лучшая ролевая модель для девочек определенного возраста. И родителям над этим работать и работать.

— Барышни эти на настоящих девочек мало похожи. Они вообще на людей похожи мало. А девочки любят их до истерики и стараются им подражать, естественно. В связи с этим вопрос такой: насколько серьезный урон это может нанести девичьей психике?
— Важно понимать — родителям в первую очередь, что это некий бренд, внедряемый в сознание с коммерческими целями. То есть производителям надо, чтобы девочки давили на своих родителей, а те покупали им диски с Winx, тетрадки с Winx и прочую атрибутику. Идея такого внедрения сама по себе уже достаточно агрессивна, и если родители это понимают, они могут сделать определенные выводы.
В том, как сделан этот мультфильм, тоже есть некоторая агрессивность: он выполнен в жанре комикса, и там нет ни округлых линий, ни чистоты форм. Кроме того, картинки демонстрируются в очень быстром темпе. Когда действие происходит медленно, у нас есть возможность его анализировать и воспринимать с критикой. Информацию, подаваемую в быстром темпе, мы просто заглатываем, не успевая создать критический фильтр и выработать собственное отношение: нравится нам или не нравится, хорошо это или плохо.
Что касается содержания, то и здесь все непросто. Феи — это мифические персонажи западной культуры, в русских традициях таких нет. А значит, в культуральном сознании отсутствует данный архетипический образ. Это в принципе не так уж и печально; но давайте посмотрим, что это за существа. Феи по характеру похожи на маленьких детей: они капризные, проказливые, своенравные, обидчивые — и при этом обладают волшебной могущественной силой. Таким образом, в этих характерах, с которыми ребенок легко может себя идентифицировать, реализована идея раннего детства о всемогуществе, и такой образ скорее будет актуализировать инфантильные черты. Это одна опасность. Другая заключается в том, что в сюжете этого мультфильма размыта граница между реальным миром и нереальным: то эти феи ведут себя как обычные девочки из реального мира, то вдруг превращаются в сказочных персонажей. В русских народных сказках добро побеждает зло за счет человеческих чувств и качеств: любви, верности, сострадания, смелости, верности, присущих только человеку. А эти девочки на протяжении всего мультфильма гоняются за магической энергией, которая поможет им всех победить и получить все, что они хотят, а значит, эти человеческие качества становятся не важны. Кроме того, их образы вычурно сексуализированы: проще говоря, они одеты как женщины легкого поведения, и ведут себя соответственно.
— Но если это бренд, да еще такой солидный, бороться, получается, с ним невозможно в принципе — они же повсюду? В таком случае, как защитить своего ребенка, если я, например, этого хочу?
— Это действительно сложно. Можно, конечно, перекрывать какие-то каналы, причем в буквальном смысле — отключить, например, телеканал, который транслирует сериал. Все-таки телевизор — самый мощный инструмент влияния. Но мне кажется, есть более радикальное средство, которое, правда, требует серьезных родительских усилий. Я имею в виду развитие альтернативной культуры: читать ребенку хорошие книги, показывать хорошие мультики, водить в театры и музеи, развивать культуру человеческих отношений.
— Но я знаю девочек, родители которых занимаются их развитием, а интерес к Winx довольно силен. Или просто в данном случае он — скорее дань моде и не затронет их глубоко?
— Скорее, да — некое поверхностное увлечение. Вся эта индустрия, как мы уже говорили, заточена под проглатывание без ассимиляции, осознавания. А часто бывает так: если родителям что-то активно не нравится, то они про это и говорить не хотят. Важно помочь ребенку разобраться, и тогда он точно сможет это переварить без ущерба для себя.

Подготовила Алла БРУК

↑ Наверх