Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Фонтанка подает сигналы бедствия

Два дома у Аничкова моста устроили световую перекличку

Два дома у Аничкова моста устроили световую перекличку

 

 

 


Во вторник вечером прохожие на Невском проспекте стали свидетелями необычной иллюминации. Огни электрических фонариков вспыхнули у дома на углу Фонтанки и Невского — печально известного «Литераторского». Им ответили огоньками с другого берега, слева от Шуваловского дворца. Так один погибающий дом передал свою эстафету другому. Здание на Фонтанке, 23, — следующий кандидат на снос.

— Эти сигналы, символически переданные зданиями друг другу, с морского языка переводятся как «Погибаю, но не сдаюсь», — пояснили «Вечернему Петербургу» инициаторы флэшмоба — представители градозащитной организации «Живой город». — Таким способом мы предупредили город о реальной угрозе еще одному дому у Аничкова моста.

Одного соседа, дом № 25 по набережной Фонтанки, выручило революционное и богемное прошлое. В нем почти два века назад жили декабристы братья Муравьевы, живописец Орест Кипренский, а также писатель Карамзин. Второго соседа, дом № 21, защитил аристократический статус: это здание, Шуваловский дворец, — памятник федерального значения.
А дом № 23, построенный в XVIII веке по заказу купца Зиновьева и вошедший в историю города как дом Абазы (по имени одного из своих владельцев, министра финансов Российской империи Александра Абазы), никаким покровительством не осенен. И потому историко-культурная экспертиза, проведенная одиозно известной мастерской академика архитектуры Татьяны Славиной, ценной постройкой его не признала. Его участок стал пятном застройки для инвесторов.
О том, что по адресу: Фонтанка, 23, возникнет гостиничный комплекс со встроенным паркингом, стало известно еще в середине 2000-х годов. Над проектом работала архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры». Но, как сообщили «ВП» в этой мастерской, дальше концепции дело не пошло. У здания и участка менялись собственники, планы, сроки. Первоначальный план города иметь здесь гостиницу уже в 2010 году не состоялся.
Летом жители соседних домов увидели изыскательский десант. От сотрудников фирмы по геореконструкции они и узнали, что дом № 21 вскоре начнут сносить под строительство семиэтажного отеля. Точнее, пятиэтажного — с объемистой мансардой. Отель займет все пространство участка — места лицевого корпуса, двора и флигелей. При этом застройщику рекомендовано сохранить лицевой фасад, поскольку дом все же находится в исторической охранной зоне.
Таким образом, берега Фонтанки у Аничкова моста прирастут уже второй фальшпанелью — после «Литераторского дома», которому также велено имитировать старые фасады. Подробности проекта остаются неизвестными, на сайте компании-проектировщика они не обнародованы. В перечне петербургских достижений проектировщика приводятся технопарк «Пулково», автоцентры, торгово-бытовые комплексы, бизнес-центры и два боулинга. Сотрудница, у которой есть эскиз проекта, появится лишь недели через две, сообщили «Вечернему Петербургу» по контактному телефону компании...
Окрестных жителей, впрочем, волнуют не столько вопросы эстетики городской среды и дискуссии о том, хороша или нет имитационная архитектура с ее фальшивыми фасадами, а фундаменты их домов.

— Если посмотреть на здания вдоль набережных, можно увидеть, что все они имеют деформации и крен, — уже объяснял читателям «ВП» доцент Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета Анатолий Осокин, генеральный директор ЗАО «Геострой».

— Есть места, которые нельзя трогать ни при каких обстоятельствах. Запускается соседнее строительство — и грунт начинает вибрировать. Это как крепкий студень, который моментально превращается в вязкую жидкость, — вторит его коллега, заведующий кафедрой геотехники этого университета Рашид Мангушев.

С внутренней стороны квартал будущей застройки граничит с домом № 22 по Караванной улице — построенным в 1841 году особняком Львова. Таким образом, в зоне риска уже три здания: дома № 21 и № 25 по набережной Фонтанки и 22-й по Караванной.

Алла РЕПИНА, фото автора

 

↑ Наверх