Формула чуда
В день 265-летия Императорского фарфорового завода было решено увековечить образ создателя российского фарфора. «Фарфор должен быть белоснежным, как яшма, блестящим, как зеркало, тонким, как бумага, звонким, как гонг, гладким и сияющим, как озеро в солнечный день» ..
«Фарфор должен быть белоснежным, как яшма, блестящим, как зеркало, тонким, как бумага, звонким, как гонг, гладким и сияющим, как озеро в солнечный день» — так говорится в одной из китайских рукописей.
Когда-то в Европе чашка из китайского фарфора стоила дороже золотой, а дамы носили фарфоровые черепки на золотых цепочках в качестве украшения. И всегда производство фарфора в стране было делом государственным и особо секретным. Недаром отдельные этапы в истории китайского фарфора, так же как и соответствующие им изделия, обозначаются именами правящей династии. И неудивительно, что первая в России Порцелиновая мануфактура (порцелином называли одно время фарфор) была основана в 1744 году в Петербурге по приказу императрицы Елизаветы Петровны. История не сохранила для нас точную дату, поэтому день рождения Императорского фарфорового завода отмечается 18 сентября — в день именин Елизаветы.
С детства знакомые чашки
День рождения на ИФЗ решили ознаменовать открытием юбилейного закладного камня памятника создателю российского фарфора Дмитрию Ивановичу Виноградову. Это своего рода исправление исторической несправедливости — после революции заводу было присвоено имя Михаила Васильевича Ломоносова, хотя формулу фарфора вывел все-таки Виноградов. Говорят, что мотивировали это следующим образом: Ломоносов — «из народа», а Виноградов — «поповский сын». От него не осталось даже портретов — только скупое описание для заграничного паспорта «Темные волосы, высокий рост, одет в красный кафтан».
И в день 265-летия завода руководство ИФЗ решило объявить конкурс на воссоздание внешнего облика Дмитрия Виноградова. Будет ли это живописный портрет, мраморное или металлическое изображение — пока неизвестно. А может быть, черты Дмитрия Ивановича будут воспроизведены в фарфоре — материале, которому он посвятил и свой талант, и свою жизнь.
На открытии закладного камня памятника создателю российского фарфора выступили многие деятели культуры. «С детства знакомые формы чашек… Они есть в доме каждого петербуржца и многих россиян», — говорит Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село». А президент ГМЗ «Петергоф» Вадим Знаменов назвал ИФЗ «местом, где творились российские шедевры, по которым в мире судят о Петербурге, о России». И в память о сотнях мастеров фарфора, среди которых были и именитые художники, и безвестные умельцы, предложил восстановить церковь при Императорском фарфоровом заводе, в которой они молились и возле которой многие из них были похоронены.
Сплетницы, ключи, кошки…
К юбилею в Галерее современного искусства фарфора при заводе открылась выставка «Традиции и эксперимент».
Открывает ее портрет именинницы — императрицы Елизаветы Петровны. Знаменитый портрет кисти французского живописца Карла Ванлоо исполнен на фарфоровом пласте мастером портретной живописи на фарфоре Александром Волковым. В первом разделе выставки — современные копии известнейших работ XVIII—XIX веков, выполненные современными мастерами. Здесь и репрезентативная ваза «Сплетницы», ампирный оригинал которой находится в коллекции Государственного Эрмитажа, и замечательные повторения тарелок из знаменитого «Гурьевского сервиза» с изображениями сценок жизни торгового люда XIX века на фоне петербургских пейзажей. Коллекционеры фарфора специально заказывают такие произведения для своих собраний.
Второй раздел выставки — коллекционные фарфоровые изделия, изготавливаемые в единственном экземпляре. И наконец, третий — современные авторские произведения художников завода. Это и декоративные ключи Анны Трофимовой и Ольги Грушиной, и оригинальные украшения из фарфора Инны Олевской, и очаровательные кошки-сфинксы Галины Белаш. А вот чашечка «Виноградовская лоза». Форма восстановлена Любовью Цветковой по мотивам чашки самого Виноградова.
Молодые художники создают сервиз для молодоженов
— Существует ли мода на фарфор? — с эти вопросом я обратилась к Неле Петровой, главному художнику завода с 1998 года.
— Несомненно.
— А какая сейчас мода?
— Сейчас, я думаю, не очень много людей увлекаются фарфором. Какое-то время, в 1970 — 1980-е годы, фарфора в Советском Союзе не хватало. В нашем магазине на Невском выстраивались очереди за сервизами. Сейчас появились коллекционеры, некоторые довольно известные, которые хотели бы иметь в своих собраниях наши авторские работы. Но это дорогое удовольствие.
— А что с бытовым фарфором, с тем самым сервизом, который торжественно выставляют на стол по особо торжественным случаям? Конечно, во многих семьях сохранились прабабушкины чашки, но современные молодые пары тоже хотели бы обзавестись семейной реликвией. Что бы вы посоветовали им?
— Как раз для молодых пар мы сейчас разрабатываем небольшой чайный комплект из костяного фарфора. У него еще нет названия, работают над ним молодые художники. Думаю, молодоженам он понравится.
Кстати
Он писал теоретический труд по керамике… сидя на цепи!
Дмитрий Виноградов родился в Суздале, в семье священника. В числе 12 лучших учеников Славяно-греко-латинской академии он был послан в Санкт-Петербург, а затем, вместе с Ломоносовым, отправлен в старейший европейский университет Марбурга под начало знаменитого профессора Христиана Вольфа. Там российские юноши штудировали химию, горное дело, физику, а потом изучали горное дело во Фрайберге, бывшем тогда центром горной промышленности.
В ноябре 1744 года, после возвращения в Россию, Виноградов был зачислен на Порцелиновую мануфактуру и приставлен учеником к «мастеру фарфорового дела» Христофору Гунгеру. Его пригласили в Петербург из Швеции для организации нового фарфорового производства. Но, увы, мастер Гунгер то ли не смог, то ли не захотел исполнить обещанное. И тогда за дело взялся Дмитрий Виноградов. Он проводил исследования, искал состав фарфоровой массы, ставил множество опытов — и добился своего. Формула русского фарфора была открыта. Но самому Виноградову это не принесло счастья. По сравнению с высоким статусом иностранных мастеров и даже с положением Ломоносова он не добился ни признания, ни даже приличного жалованья. К тому же секрет производства фарфора тщательно охранялся. За Виноградовым следили, держали под караулом, отбирали шпагу — символ чести. Он начал пить, попытался бежать, его поймали — и приковали цепью к стене комнаты. Так, сидя на цепи, великий русский ученый написал первый в Европе теоретический труд в области керамики. Умер Дмитрий Иванович Виноградов в 1758 году в возрасте 38 лет.
Фото автора