Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Фотограф вышел на пленэр

До 31 января Государственный центр фотографии приглашает на выставку Вильяма Каррика «Картины русской жизни».

Вильям Каррик (1827 — 1878) — один из многих иностранцев, для которых Россия стала второй родиной. В случае Каррика — даже, пожалуй, первой: он родился в Эдинбурге, но, когда был  в годовалом возрасте, семья переехала в Россию. Здесь у него появилось отчество — Андреевич. Учился в Императорской академии художеств, три года жил в Риме: поехал, чтобы совершенствоваться в технике акварели, да и увлекся фотографией, которая в то время считалась искусством будущего.
Известность фотографу принесла серия снимков под названием «Картины русской жизни». В его объектив попадают петербургские уличные типы: извозчик, дворник, мясник, продавщицы молока (та самая «охтенка», воспетая Пушкиным), селедки, яиц... Кстати, на выставке вы увидите фотографии не только простых людей, но и знати и людей искусства — например, первой исполнительницы роли Катерины на петербургской сцене Фанни Снетковой. Но все же главное в творчестве Каррика — любовь к простому народу. «Вильям Каррик, как и его жена Александра Маркелова, одна из первых женщин-журналисток, был типичным представителем шестидесятничества XIX века с его идеями демократизма, критического реализма, внимания к простому, «маленькому» человеку», — рассказывает исследовательница творчества Каррика Елена Бархатова, заведующая отделом эстампов Российской национальной библиотеки.
Одним из первых Каррик покинул павильон и стал заниматься натурной съемкой. Он снимал крестьян разных губерний, не только русских — и финнов (в те времена между финскими и русскими крестьянами в бытовом плане не было большой разницы), и мордву, и татар. Правда, в те времена съемка могла быть только постановочной — снимать «репортажно» не позволяла техника. «При мокроколлодионном способе выдержка занимала несколько минут, — объясняет Елена Валентиновна. — Но не всегда это в чистом виде постановка: например, Каррик фотографирует людей, плывущих на пароме, — тут надо было точно уловить момент». Именно временем выдержки объясняются напряженные выражения лиц на старинных фотографиях: возможно, неулыбчивые деревенские красавицы, запечатленные Карриком, в жизни были неудержимыми хохотушками. Но, несмотря на несовершенную технику, фотографии Каррика все равно доносят до нас аромат  эпохи. «Это как на машине времени вернуться в XIX век, своеобразная визуализация прошлого, — говорит Елена Бархатова. — Он был профессиональный художник: обратите внимание на соотношение крупного и дальнего планов, на композицию. Недаром современники отмечали, что фотографии Каррика — словно «картины в малых размерах».

Татьяна КИРИЛЛИНА

↑ Наверх