Фронтовичка живет в коммуналке
Евгения Васильевна Чепчугова, участница войны, награжденная орденом Великой Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», написала нам письмо, полное отчаяния. А получить «президентскую» квартиру ей мешает ценз оседлости.
Евгения Васильевна Чепчугова, участница войны, награжденная орденом Великой Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», написала нам письмо, полное отчаяния.
«В 16 лет я осталась сиротой. Мой дом в Курской области разбомбили немцы, родные погибли, — пишет она. — Я пошла добровольцем на фронт. Воевала в артиллерийском батальоне связистом. Участвовала в освобождении Польши, Чехословакии, Германии.
В данный момент проживаю в Петербурге, куда была вынуждена приехать к дочери в 2004 году по семейным обстоятельствам. Живем вдвоем в комнате площадью 12 квадратных метров в шестикомнатной коммунальной квартире, где живут еще 13 человек. Дочь — одинокая пенсионерка, инвалид 2-й группы, ветеран труда, стоит на очереди на улучшение жилищных условий 20 лет. Ширина комнаты — 2 метра, я сплю на диване, дочь — на полу. Второе спальное место поставить нельзя, иначе будет не развернуться…»
Непреодолимым препятствием в истории Евгении Васильевны стал ценз оседлости.
Она прописана в Петербурге шесть лет, а по местному закону для постановки на очередь на улучшение условий требуется 10 лет прописки. Наша газета уже рассказывала о подобных ситуациях. Мы обратились с письмом к губернатору и председателю Законодательного собрания, в котором говорили, что на ветеранов войны этот ценз распространяться не должен, так как деньги на покупку жилья для них выделяются федеральные. Однако депутаты никак не сподобятся принять соответствующую поправку к закону. В результате заложниками пресловутого ценза оказываются десятки ветеранов.
До переезда в Санкт-Петербург Евгения Васильевна жила с семьей сына в Артемовске Свердловской области. Там для сына и невестки не было работы, нечем было кормить семью, в которой трое детей, поэтому они продали жилье (кстати, квартира была совсем плохая, в деревянном доме) и, взяв ссуду, купили однокомнатную квартиру в Екатеринбурге. Жить там вшестером было просто невозможно, поэтому дочь Евгении Васильевны забрала ее к себе в Петербург.
За последние два года куда только не обращалась участница войны. К ее письму приложены ответы из разных инстанций, и в том числе из петербургского отделения «Единой России», из администрации Центрального района, из администрации губернатора. Везде — ссылка на то, что у Евгении Васильевны нет десяти лет прописки.
Что касается дочери, которая стоит на очереди с 1999 года, то в обозримом будущем на получение квартиры она тоже рассчитывать не может. Из администрации Центрального района ответили следующее: «В соответствии с действующим жилищным законодательством в 2009 году обеспечиваются жилой площадью граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях, принятые на учет до 01.10.1979 года».
«Получается какой-то замкнутый круг, — пишет Евгения Васильевна в своем письме на горячую линию, — никуда не достучаться, никому нет никакого дела до бед ветеранов. Везде один ответ: «не положено», «не имеете права». Как будто я приехала из другого государства… Как будто не воевала за нашу страну... Неужели я не заслужила последние годы жизни пожить спокойно, не видеть пьяных драк и скандалов соседей? Мне уже 85 лет. До десяти лет прописки я не доживу. Прошу вашего содействия…»
К письму Евгения Васильевна приложила копию раритетной грамоты, с портретами Сталина и Ленина, выданной ей в 1945 году при демобилизации из армии. В грамоте написано: «Во веки будет жить слава русских чудо-богатырей, разгромивших самого сильного, злобного и коварного врага, какого знала история… Вы служили в прославленной гвардейской армии. Вы принимали участие в жестоких боях с врагом… И пусть живет в Вашей душе гордость героя-победителя, потому что немалая доля ваших ратных трудов в победах, которые прославили знамена нашей армии. Пусть живет в Вашем сердце гордость от сознания, что Вы — воин Красной Армии — освободительницы. Вы заслужили всеобщее признание и уважение».
Зная, в какой тяжелой ситуации оказалась сегодня Евгения Васильевна, как-то стыдно читать эти строки. Наши ветераны действительно заслужили право жить в человеческих условиях, в этом никто не сомневается. Только вот почему нередко они не могут этим правом воспользоваться? Если этому мешают законы, может, эти законы надо как можно быстрее менять? Нельзя допустить, чтобы люди, отстоявшие нашу свободу, считали нас поколением неблагодарных и так и ушли с горькой обидой…
Фото Натальи ЧАЙКИ
Метки: «36 квадратных метров» Жилье Ветераны
Важно: Правила перепоста материалов