Газета выходит с октября 1917 года Thursday 2 мая 2024

Гаишники не будут гоняться за байкерами

В Балтийском пресс-клубе прошла встреча с главным государственным инспектором по безопасности дорожного движения России генерал-лейтенантом Виктором Кирьяновым. Нашему собеседнику пришлось ответить на множество острых вопросов, подчас весьма непредсказуемых.

В Балтийском пресс-клубе, который во время Петербургского экономического форума работал без выходных, прошла встреча с главным государственным инспектором по безопасности дорожного движения России генерал-лейтенантом Виктором КИРЬЯНОВЫМ. Нашему собеседнику пришлось ответить на множество острых вопросов, подчас весьма непредсказуемых.

Ну, например, что мог ответить главный автоинспектор России по поводу того, что на Невском проспекте байкеры гоняют со скоростью 200 километров в час и никакой ответственности за это не несут?

По словам Виктора Кирьянова, такая же проблема существует везде, куда добираются байкеры на своих скоростных мотоциклах. Но у ГИБДД действенных способов борьбы с этим пока нет. Законодательство не позволяет. Да и технических возможностей не имеется. Кстати, такая же ситуация и во всех остальных странах мира.


Нарушителей — 53 миллиона

Вдумайтесь только: в пересчете на общее население страны каждый третий — нарушитель, считая даже младенцев! А все потому, что нет у наших водителей пока такого самосознания, как в Европе.

— Вот вы границу пересекаете — и сразу другими людьми становитесь, — упрекнул Кирьянов журналистов и в их лице всех российских водителей. — Надо над этим работать, в том числе с помощью СМИ.

Редакторы и журналисты кивали — да, мол, так и есть — и даже совместно работать соглашались. Но все же к ГИБДД претензий возникало множество.

Ну, например, хорошо ли, что в стране 53 миллиона водителей, нарушивших правила? И это только те, на кого были составлены протоколы. А сколько, так сказать, неявных, нарушивших и штраф заплативших отнюдь не в казну? Может быть, это оттого, что у нас много неоправданных ограничений?

Зачем на трассе машину, способную легко идти 120 — 150 километров в час, ограничивать в скорости чуть ли не на треть? Если нельзя скорость держать — запретите ввоз и производство скоростных машин...

— Об этом действительно спорят во всем мире, — подтвердил Кирьянов, — но в России ограничения вполне оправданны. 85% ДТП в стране совершены по вине водителей, причем чаще всего причиной стала именно повышенная скорость. Так что цифры говорят сами за себя: водители в России не в состоянии адекватно оценивать опасность при превышении установленного скоростного режима.

Более того, половина детей, пострадавших в ДТП, во время аварии находились в салоне автомобиля. В стране есть масса школ, где детей учат правилам дорожного движения, где есть автогородки. Но что толку, если в школе они слышат одно, а на примере взрослых видят совершенно другое.


Виктор Кирьянов: «Рост ДТП остановлен!»


Жизнь или рюмка?

Судя по всему, вопрос в России стоит именно так. Во всяком случае Виктор Кирьянов привел весьма характерные цифры. В последние годы, по словам Виктора Николаевича, в стране последовательно выполняется федеральная целевая программа повышения безопасности дорожного движения. За четыре года удалось в полтора раза сократить число погибших на дорогах! Этой цифрой Кирьянов явно доволен. Ведь достичь ее удалось только благодаря комплексному подходу к организации безопасного дорожного движения в стране.

ГИБДД уходит от простого вылавливания нарушителей и становится координатором усилий многих ведомств, чья работа и должна обеспечить безопасность движения, — Минтранса, Минздрава, МВД, МЧС...

— Рост ДТП остановлен! — заявил Кирьянов. При этом одной из главных причин сокращения ДТП наш собеседник назвал ужесточение наказаний. Лишение прав за пьянство за рулем на полтора-два года оказалось мерой вполне действенной. Равно как и наказание за выезд на «встречку». Даже акция соответствующая сейчас проводится в ГИБДД. «Последняя встречка» называется.


Проблемы с байкерами у ГИБДД не только в Петербурге, но и во всей стране. За рубежом, кстати, такая же ситуация.


Штраф в Интернете

В ближайшие времена Виктор Кирьянов обещает водителям массу новшеств — приятных даже в том случае, если они касаются штрафов. Так, журналистов интересовало, скоро ли мы догоним Китай, в котором водитель в любой момент может узнать по Интернету про все свои нарушения и выписанные за них штрафы.

— Скоро так будет и у нас, — заверил Кирьянов. — Раньше проблема состояла в том, что учет штрафов велся «посубъектно». Никак не получалось создать единую для страны базу данных, так как программы в разных регионах не стыковались между собой. Теперь проблема решена. В недалеком будущем в рамках проекта электронного правительства появятся и у нас сайты для автовладельцев. Можно будет ввести фамилию, номер машины и ее двигателя, данные ПТС и узнать обо всех зафиксированных за данной машиной нарушениях ПДД и наложенных за это взысканиях, в том числе штрафах. Ведь до сих пор многие не платят штрафы не потому, что не хотят, а просто из-за забывчивости. Или не знают — в тех случаях, когда нарушения фиксируют видеокамеры, а водитель живет в другом регионе.

Изменения ждут и процесс регистрации автомобилей. В пределах одного региона можно будет сделать это даже без смены номерного знака и в удобном для себя месте. Весь комплекс изменений будет введен уже к концу текущего года, пообещал Виктор Кирьянов.

Кому нужны тахографы?

С 1января в Европу перестанут пускать машины без тахографов — эта новость, как известно, россиян не обрадовала. Особенно тех, кто привык ездить в Финляндию на выходные или в отпуск на собственном авто. Как же быть: искать тахограф и срочно ставить его на свою машину?

— Вообще-то это не совсем так, — заметил Виктор Николаевич. — Обязанность иметь тахограф введена только для грузового автотранспорта и автобусов. К легковым автомашинам эти требования применяться не будут. На большинстве грузовиков и автобусов тахографы уже есть. Остается добиться, чтобы они нормально работали.

— Кстати, проблема эта комплексная, — добавил Кирьянов. — Мы, например, страдаем от того, что в России нет достаточного количества мест отдыха водителей. На трассах они жмутся поближе к постам ГИБДД, там хотя бы безопаснее...

Инспектор и пробки

Должен ли инспектор ГИБДД регулировать движение во время пробок? Этот вопрос, по словам Кирьянова, волнует не только петербуржцев. Так, в Москве экономический ущерб от пробок достигает 35 миллиардов в год!

— Одними усилиями инспекторов ГИБДД пробки не разрулить. Да они и не должны этого делать, — считает Виктор Кирьянов.

Другое дело, если в пробке происходит ДТП. Здесь инспектор обязан принять меры, чтобы как можно быстрее освободить путь для движения транспорта. Однако этому, по словам Кирьянова, мешают нестыковки в страховом законодательстве. Ну нет никакой нужды в присутствии инспектора ГИБДД, если в ДТП не пострадали люди!

— Если удастся договориться со страховщиками, думаю, и пробки станут менее частыми и неприятными, — заметил Виктор Николаевич.

ВИПы и «встречка»

Вопросы о вип-машинах, которые ездят практически без правил, для главного госавтоинспектора страны оказались вполне ожидаемыми. По его словам, борьба с этим явлением ГИБДД вполне по силам. Уже две трети регионов страны установили у себя камеры видеонаблюдения, которые вполне объективно фиксируют нарушения. С ними не договоришься. И водители машин со спецсигналами и спецномерами платят штрафы наравне со всеми. Это, по словам Кирьянова, хорошо дисциплинирует всех участников дорожного движения.


Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА и Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх