Гастрольный бум
На грядущей неделе запланировано небывалое по масштабу нашествие театральных гостей: последние премьеры везет Театр им. Вахтангова. Обойму выдающихся спектаклей по МакДонаху покажет Пермский театр «У моста». Ну и Володинского фестиваля никто не отменял.
На грядущей неделе запланировано небывалое по масштабу нашествие театральных гостей: последние премьеры везет Театр им. Вахтангова. Обойму выдающихся спектаклей по МакДонаху покажет Пермский театр «У моста». Ну и Володинского фестиваля никто не отменял: так что пьесы Александра Моисеевича, которые можно заучивать наизусть, как стихи, будут показаны в самых разных вариантах: столичных и провинциальных.
Хит гастрольной программы — безусловно, «Маскарад» Римаса Туминаса (10 февраля на сцене БДТ), выдающегося литовского режиссера, возглавляющего вот уже третий сезон (несмотря ни на какие актерские интриги и дрязги) Театр им. Вахтангова. О восстановлении на российской почве литовского спектакля, 15 лет назад буквально загипнотизировавшего публику «Балтийского дома», говорят разное. Одним не хватает осмысленности образа Арбенина (Евгений Князев), другим кажется, что ослепительно прекрасная форма совсем затмила содержание. Обсуждают и единственную новую деталь — выезжающего в начале второго акта хоккеиста с фамилией Вахтангов на футболке. Тем интереснее составить собственное мнение о постановке. В общем и целом Туминас делает ставку на молодежь, и та платит ему ответной любовью, но и звезды, которые играют с режиссером в одну игру, впечатляют на сцене, как давно уже не впечатляли. Нужно непременно видеть Сергея Маковецкого в «Дяде Ване» (9 февраля на сцене БДТ) — его Войницкий устраивает на сцене некий условный спиритический сеанс, и из глубин подсознания в реальность прорываются тени прошлого, с которыми дядя Ваня так до сих пор и воюет, и это — род прекрасного в театральном смысле безумия.
Гастроли Театра «У моста» пройдут на сей раз на Малой сцене ТЮЗа — с 12 по 14 февраля. Три спектакля по пьесам МакДонаха — сочинителя черных анекдотов из жизни ирландского дна — лучшие постановки в России этого загадочного автора. Осуществлены они режиссером Сергеем Федотовым. Тут один шаг от натурализма до мистики, тут — отборный юмор, не отменяющий сопереживания простодушным уродцам. И тут же — роскошный артист Иван Маленьких, чья коронная роль — отвратительная старуха, подвергающая собственную дочь изощренному бытовому терроризму («Красавица из Линэна», 14 февраля).
Что до Володинского фестиваля — то это целый ворох провинциальных опусов по пьесам лучшего российского драматурга второй половины прошлого века. И особого внимания в нем заслуживают «Две стрелы» (10 февраля на сцене БТК) того же Федотова из того же Пермского театра «У моста». И спектакль Ярославского театра им. Федора Волкова «С любимыми не расставайтесь» ( 9 февраля на сцене «Балтийского дома»): после многолетней стагнации в этом театре впервые слышатся живые интонации и ведутся разговоры о наболевшем. В данном случае — об особой ценности семьи. Перемены в этом проблемном стационаре связаны с назначением на директорскую должность одного из лучших антикризисных менеджеров страны — Бориса Мездрича.