Гении этих мест
До 16 марта 2010 года в Музее петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина) — выставка «Топография петербургского авангарда», объединившая более 50 исторических и современных фотографий петербургских домов, история которых связана с жизнью и творчеством мастеров авангардного искусства.
До 16 марта 2010 года в Музее петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина) — выставка «Топография петербургского авангарда», объединившая более 50 исторических и современных фотографий петербургских домов, история которых связана с жизнью и творчеством мастеров авангардного искусства.
Фотографии — своеобразный путеводитель по Петербургу, повествующий об истории формирования петербургского авангарда 1910 — 1920-х. Сотрудники музея при подготовке выставки собрали так много информации, что решено было разработать экскурсионный маршрут, а это значит, что и после закрытия выставки петербуржцы и гости города смогут узнать, где и когда на берегах Невы зарождался русский авангард.
Правда, к сожалению, на выставке рядом со многими адресами вместо фотографии — изображение воронки, уходящей во тьму, и пояснение: «Дом не сохранился». А ведь эти дома были связаны с лидерами авангардного движения: Павлом Филоновым, Казимиром Малевичем, Михаилом Матюшиным, Николаем Кульбиным, Василием Кандинским, братьями Бурлюками, Владимиром Маяковским, Алексеем Крученых, Велимиром Хлебниковым и так далее. Скажите честно, много ли вы знаете адресов, связанных с русским авангардом? Ну, навскидку: кабаре «Бродячая собака», зал Тенишевского училища (ныне Учебный театр), театр в «Пассаже» (ныне Театр им. Комиссаржевской), «Башня» Вяч. Иванова, сам Дом Матюшина… Все, пожалуй. Мало у кого «авангардные» ассоциации появятся при виде Дома Зингера, Малого драматического театра, Первого медицинского института, а ведь здесь в разные годы тоже располагались мастерские, проходили выставки, футуристические диспуты, читались лекции о современном искусстве, ставились спектакли…
«Такое ощущение, что авангард у нас не любят, — поделилась с журналистами куратор выставки, старший научный сотрудник музея Наталья Нассонова. — Дома, как правило, или в ужасном состоянии, или в них сделан так называемый евроремонт, уничтожающий самый дух города: деревянные рамы заменены уродливыми стеклопакетами, сглажены детали лепнины…» Наталья путешествовала по городу вместе с фотографом Мариной Гуляевой. «Я превратилась в петербургского фотографа, — говорит Марина. — До этого не представляла, что город так изменился. Очень трудно было выйти на след, поймать настроение». К чести Марины, ей это удалось. Исторические снимки дополнены фотокомпозициями на тканых лентах, свисающих с потолка: детали домов, остатки лепнины, петербургские животные и птицы, граффити (по сути, новый авангард) — все это создает ощущение живого города, дышащего, пульсирующего… способного к развитию. Будем надеяться: если Петербург сто лет назад стал колыбелью нового искусства, может быть, он станет ею снова — надо только чуть-чуть подождать?..
Троицкая ул., 18 (ныне ул. Рубинштейна), Троицкий театр (ныне МДТ) — всего один из адресов русского авангарда.
18 января 1812 года представитель московского общества «Ослиный хвост» поэт Сергей Бобров выступил на этой сцене с докладом «Основы новой русской живописи (русский пуризм)».
20 ноября 1912 года прошел диспут, на котором обсуждались доклады Давида Бурлюка «Что такое кубизм» и Владимира Маяковского «О новейшей русской поэзии».
23 марта 1913 года — диспут «О современной живописи» с участием Давида Бурлюка и Казимира Малевича.
24 марта 1913 года в диспуте «О новейшей русской литературе» приняли участие братья Бурлюки, Владимир Маяковский и Алексей Крученых.
20 ноября 1913 года здесь состоялся вечер «Поэты-футуристы», выступали Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Давид Бурлюк.
Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора
Метки: Музейное дело Выставки Искусство
Важно: Правила перепоста материалов