Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Герои Чехова сошлись на полустанке

Театр «На Литейном» отпраздновал столетие премьерой спектакля Олега Куликова «Счастливые люди». За несколько дней до премьеры, увидев заманчивые афиши, мы попросились в гости , чтобы присутствовать на репетиции.

За несколько дней до премьеры, увидев заманчивые афиши, мы попросились в гости в Театр «На Литейном», чтобы присутствовать на репетиции. Художественный руководитель театра Александр Гетман и корреспонденты «Вечёрки» стали первыми зрителями «Счастливых людей».

Это была не просто репетиция, а прогон, последний шаг перед выходом из маленькой репетиционной комнаты, где в течение нескольких месяцев зарождалось будущее действо, в пространство большой сцены. «Счастливые люди» — спектакль «густонаселенный», в нем принимают участие актеры разных поколений и нет эпизодических ролей — тут у каждого своя важная партия, как в опере.

В тот день актеры впервые собрались все вместе, режиссер Олег Куликов посадил их в круг — потому что размеры репетиционного зала не позволяли «развести» мизансцены — и, не вставая с места в течение двух с половиной часов, актеры проиграли весь будущий спектакль.

Корреспондентов газеты тоже включили в этот «творческий круг» — мы примостились между актрисой Асей Ширшиной и актером Сергеем Соболевым. Актеры — люди темпераментные, включаясь в процесс, они порой забывали о сидящих рядом, и нужно было вовремя успеть отодвинуть свой стул или отпрыгнуть в сторону, чтобы не быть сметенным темпераментной Машей Овсянниковой в роли Любочки, преследующей своего возлюбленного. А Анатолий Пузырев в роли Бугрова из чеховского рассказа «Живой товар» потряс страстью и неистовством, с которыми разоблачал легкомысленную супругу Лизу (Асю Ширшину).

На прогон актеры пришли в будничной одежде, в основном в джинсах и свитерах, но это не мешало восприятию чеховской прозы и даже наоборот — вызвало размышления о том, как современны эти Верочки, Мити, Лизы, Анны Семеновны, Бугровы и Гуровы.

В спектакле Олега Куликова на провинциальном полустанке морозной ночью ждут поезда разные люди, у каждого из них своя грустная, трогательная или лирическая история, своя любовь, свои разочарования и беды. Мы пересекаемся с ними на холодной платформе на несколько минут, и, как это бывает в жизни, нам удается случайно, от нечего делать, подглядеть и подслушать маленькую ежедневную драму человеческих взаимоотношений. «Счастливые люди» в спектакле Куликова и в прозе Чехова — нелепы, жалки, трогательны и очень похожи на нас с вами.

Прямая речь

Олег Куликов, помогая актерам мимикой, жестами, смеялся с ними и чуть ли не плакал.

— Олег, эту композицию написали вы?

— Да, я объединил в одну историю чеховские рассказы.

— У вас сложился ансамбль?

— Думаю, что да, хотя это было очень трудно. Десять человек из тех, с которыми мы начинали, к сожалению, по разным причинам вышли из работы, а кто-то, наоборот, пришел. Например, главного героя Ивана играет Валерий Смоляков — приглашенный артист, который появился у нас случайно. Он учился у Зона, однокурсник Льва Додина, но так сложилось, что он, поработав в Театре им. Комиссаржевской, ушел и 35 лет не выходил на сцену. Для нас вернуть человека на сцену — большая ответственность.

— Спектакль получился щемяще грустным, а в программе у вас написано, что это комедия…

— Ну, у Чехова ведь все пьесы — комедии, у него нет трагедий, и мы решили тоже назвать это комедией. Надеюсь, что первое действие будет действительно веселым и смешным. Хотя чеховский юмор — это смех сквозь слезы.

Валерий Смоляков, исполнитель главной роли Ивана:

— Не 35, а 37 лет я не выходил на сцену! А это целая жизнь, и, конечно же, мне очень страшно. Особенно волнуюсь оттого, что, услышав про мое возвращение, на спектакль придут мои однокурсники и друзья-актеры: Лев Додин, Оля Антонова, Иван Иванович Краско, а перед коллегами всегда особенно страшно играть. Тем более моя роль состоит из двух больших монологов, которыми начинается и заканчивается спектакль, а когда актер стоит перед зрителем и произносит монолог, то невозможно надеяться ни на партнеров, ни на музыку, ни на режиссера, тут ничем не прикроешь… Почему я решил вернуться? Меня пригласил мой друг, актер Сергей Заморев, и я захотел попробовать, разумеется, для души, потому что денег в театре не заработаешь.

↑ Наверх