Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

Герои Чехова сошлись на полустанке

Театр «На Литейном» отпраздновал столетие премьерой спектакля Олега Куликова «Счастливые люди». За несколько дней до премьеры, увидев заманчивые афиши, мы попросились в гости , чтобы присутствовать на репетиции.

За несколько дней до премьеры, увидев заманчивые афиши, мы попросились в гости в Театр «На Литейном», чтобы присутствовать на репетиции. Художественный руководитель театра Александр Гетман и корреспонденты «Вечёрки» стали первыми зрителями «Счастливых людей».

Это была не просто репетиция, а прогон, последний шаг перед выходом из маленькой репетиционной комнаты, где в течение нескольких месяцев зарождалось будущее действо, в пространство большой сцены. «Счастливые люди» — спектакль «густонаселенный», в нем принимают участие актеры разных поколений и нет эпизодических ролей — тут у каждого своя важная партия, как в опере.

В тот день актеры впервые собрались все вместе, режиссер Олег Куликов посадил их в круг — потому что размеры репетиционного зала не позволяли «развести» мизансцены — и, не вставая с места в течение двух с половиной часов, актеры проиграли весь будущий спектакль.

Корреспондентов газеты тоже включили в этот «творческий круг» — мы примостились между актрисой Асей Ширшиной и актером Сергеем Соболевым. Актеры — люди темпераментные, включаясь в процесс, они порой забывали о сидящих рядом, и нужно было вовремя успеть отодвинуть свой стул или отпрыгнуть в сторону, чтобы не быть сметенным темпераментной Машей Овсянниковой в роли Любочки, преследующей своего возлюбленного. А Анатолий Пузырев в роли Бугрова из чеховского рассказа «Живой товар» потряс страстью и неистовством, с которыми разоблачал легкомысленную супругу Лизу (Асю Ширшину).

На прогон актеры пришли в будничной одежде, в основном в джинсах и свитерах, но это не мешало восприятию чеховской прозы и даже наоборот — вызвало размышления о том, как современны эти Верочки, Мити, Лизы, Анны Семеновны, Бугровы и Гуровы.

В спектакле Олега Куликова на провинциальном полустанке морозной ночью ждут поезда разные люди, у каждого из них своя грустная, трогательная или лирическая история, своя любовь, свои разочарования и беды. Мы пересекаемся с ними на холодной платформе на несколько минут, и, как это бывает в жизни, нам удается случайно, от нечего делать, подглядеть и подслушать маленькую ежедневную драму человеческих взаимоотношений. «Счастливые люди» в спектакле Куликова и в прозе Чехова — нелепы, жалки, трогательны и очень похожи на нас с вами.

Прямая речь

Олег Куликов, помогая актерам мимикой, жестами, смеялся с ними и чуть ли не плакал.

— Олег, эту композицию написали вы?

— Да, я объединил в одну историю чеховские рассказы.

— У вас сложился ансамбль?

— Думаю, что да, хотя это было очень трудно. Десять человек из тех, с которыми мы начинали, к сожалению, по разным причинам вышли из работы, а кто-то, наоборот, пришел. Например, главного героя Ивана играет Валерий Смоляков — приглашенный артист, который появился у нас случайно. Он учился у Зона, однокурсник Льва Додина, но так сложилось, что он, поработав в Театре им. Комиссаржевской, ушел и 35 лет не выходил на сцену. Для нас вернуть человека на сцену — большая ответственность.

— Спектакль получился щемяще грустным, а в программе у вас написано, что это комедия…

— Ну, у Чехова ведь все пьесы — комедии, у него нет трагедий, и мы решили тоже назвать это комедией. Надеюсь, что первое действие будет действительно веселым и смешным. Хотя чеховский юмор — это смех сквозь слезы.

Валерий Смоляков, исполнитель главной роли Ивана:

— Не 35, а 37 лет я не выходил на сцену! А это целая жизнь, и, конечно же, мне очень страшно. Особенно волнуюсь оттого, что, услышав про мое возвращение, на спектакль придут мои однокурсники и друзья-актеры: Лев Додин, Оля Антонова, Иван Иванович Краско, а перед коллегами всегда особенно страшно играть. Тем более моя роль состоит из двух больших монологов, которыми начинается и заканчивается спектакль, а когда актер стоит перед зрителем и произносит монолог, то невозможно надеяться ни на партнеров, ни на музыку, ни на режиссера, тут ничем не прикроешь… Почему я решил вернуться? Меня пригласил мой друг, актер Сергей Заморев, и я захотел попробовать, разумеется, для души, потому что денег в театре не заработаешь.

↑ Наверх