Гиблую «корону» снесут до основания
На месте долгостроя на Карповке появится элитное жилье
На месте долгостроя на Карповке появится элитное жилье


«Северную корону» на Карповке снесут. Вместо нее построят жилую цитадель. Новый облик окрестностей Иоанновского монастыря определит не город, а коммерческие интересы инвестора
Рекордный по длительности и масштабам «недострой» в исторической части Петербурга — гостиничный комплекс на набережной Карповки, 31, между Иоанновским монастырем и Каменноостровским проспектом, — постигнет беспрецедентная участь: он будет снесен. Эксперты не могут назвать других таких случаев в городе, чтобы стройка, в которую были вложены десятки и десятки миллионов долларов, целиком пошла под нож бульдозера.
— Аналогичным по длительности можно назвать только долгострой на площади Конституции, 153, — рассказал «Вечернему Петербургу» профессор Владимир Улицкий, зампред комиссии по фундаментам и подземным сооружениям при правительстве Петербурга. — Но там будет небоскреб, а на Карповке от всего комплекса зданий оставят только плиту фундамента.
Комплекс, названный «Северной короной», проектировался еще по советским лекалам, возводился югославскими строителями. Поскольку в 1980-е годы главными атрибутами пятизвездной роскоши считались рестораны и бары, то здесь ими заняли доминирующее пространство, а номера сделали чуть просторнее корабельных кают. Еще не достроенная, гостиница начала морально устаревать: интуристовские резервации стали неактуальны к 1990-м — ввиду перестройки.
Постояльцев этот отель так и не увидел. А опыт использования его ресторанных пространств по назначению сразу вышел крайне неудачным, если не роковым. В ноябре 1995 года в отеле устроили банкет в честь пятилетия банка — владельца этого хозяйства, на нем от сердечного приступа скоропостижно скончался один из участников, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). В совпадении места и имени суеверные увидели знак — и окрестность Иоанновского монастыря в сторону Каменноостровского проспекта получила репутацию «гиблой». Здание встало без какого-либо движения и, заброшенное, начало разрушаться.
Зияющими проемами окон еще не пугает, внешне выглядит целым. Вдоль набережной тянется строительный забор, на нем баннер с картинками фасадов — будущим иным комплексом, жилым.
— Фасады воспроизведены девять раз зачем-то, хотя строить их не будут, — говорит архитектор Владимир Григорьев, из мастерской которого вышла концепция «Северной короны-2». — Мы разрабатывали этот проект несколько лет, но заказчик договор закрыл, не заплатив.
Сейчас в архитектурном сообществе города — скандал. Застройщик сделал предложения по Карповке сразу нескольким ведущим мастерским, собрал концепции, а разработку проекта передал другим. Теперь сообщество возмущено этим внутренним, закулисным конкурсом, при котором кому-то достались чужие идеи.
— Это были такие просто рисунки. Ну, буклеты нам прислали, — объясняет архитекторам Татьяна Отрешко, представительница фирмы-заказчика.
— Но ведь именно концепции стоят денег! — негодуют архитекторы.
— Это был не архитектурный конкурс. Мы исходили из коммерческой и финансовой составляющей, — не понимают сути претензий инвесторы и растолковывают, что лишь выбирали продукт, который на выходе дал бы им 60 тысяч квадратных метров жилой площади.
Поэтому и выбрали мастерскую, которая могла бы эти метры упаковать плотно и по разумной цене. На выходе получился монолит с эркерами и башнями — намеками на «петербургскость» Петроградской стороны. Его обсуждали в минувшую пятницу на Градостроительном совете при правительстве Санкт-Петербурга. От резко отрицательного «набор неудач», «безальтернативное решение, мало радующее глаз архитектора», «детский лепет» — до дипломатичного «образец легкой эклектики со сведенным к минимуму вредом окружающему пространству» — таким был разброс впечатлений от проекта. При единстве мнения, что набережная Карповки — это все же не то место, куда должен инсталлироваться «архитектурный продукт», скомпонованный исключительно по вкусам и кошельку застройщика.
— Я полагаю, что для сложных, структурообразующих мест города — таких, например, как Новая Голландия, как набережная Европы, — должно быть конкурсное проектирование и необходимо принять некие правила на этот счет, — заявил журналистам по итогам заседания Градсовета Юрий Митюрев, главный архитектор города.
Алла РЕПИНА, фото автора
Карповский переулок вернут
— Самая позитивная вещь этого проекта — возвращение Карповского переулка, — сообщила «Вечернему Петербургу» Людмила Семыкина, руководитель организации ВООПИиК в Петроградском районе. — Сквозной проезд по нему сейчас перекрыт недостроенным зданием «Северной короны», и почти 20 лет этого очаровательного переулка не существует в городе.
На плане, представленном проектировщиками Градостроительному совету, Карповский переулок восстановлен.
Негативом новой концепции Людмила Васильевна называет монолитное решение выходящего на Карповку фасада:
— Такой монстр не может быть гармоничен для Петроградской стороны. Прежде на набережной стояли жилые дома, баня, все это выглядело уютным и не перекрывало вид на Иоанновский монастырь.