Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Город прирастет спальными районами

Спутниками мегаполиса станут мегаобщежития

Спутниками мегаполиса станут мегаобщежития



— На приграничных территориях города и области сейчас реализуются 56 жилищных проектов, — приводит свои подсчеты Владимир Антонов, директор госпредприятия «УКС Реставрация». — Человек покупает в них квартиру и думает, что он едет жить в город Санкт-Петербург, поскольку по кольцевой автодороге все близко и доступно…
Эти жилые комплексы продвигаются под лозунгом «20 минут езды — и вы в центре города». Однако «близко к центру» оказывается чаще всего бывшим картофельным полем без удобств — без подведенной инфраструктуры, как говорят специалисты.
Когда-то, еще в Ленинграде, рассматривали идею малоэтажных городов-спутников, растянутых вдоль железнодорожной трассы на Москву. Существовало понятие «разгрузка города» — расселение его жителей на лоне природы. Сейчас идея экологически комфортных «спутников» обернулась просто многоэтажными жилыми комплексами, строящимися на границе города и области. Они возводятся на частных территориях — и ни город, ни область не имеют какого-либо плана освоения мегаполисного пространства.

— Гран-плана не существует, — констатирует Лариса Окунь, представительница компании, возводящей жилой комплекс в областной местности Кудрово, что всего в 300 метрах от городской черты. — Мы у себя разбили парк с велодорожками, у нас рядом березовая роща, но в любой момент по соседству может возникнуть завод!

В один голос застройщики признают, что цель cтроительства этих комплексов-спутников — выжать максимальное количество квадратных метров жилой площади с гектара.

— Сотни и сотни гектаров бывших сельскохозяйственных земель задействованы в жилых проектах, — говорит Михаил Гущин, представитель другой строительной компании. — В Кудрове, Колтушах, Всеволожске, Конной Лахте, зоне Пушкинского района…

— Самый острый вопрос этих территорий — водоснабжение, объекты социальной инфраструктуры, транспортное обеспечение жилых комплексов, — перечисляет Евгений Домрачев, председатель комитета по градостроительству и архитектуре Ленобласти, и поясняет, что область не настроена вкладывать средства из своего бюджета в развитие этих частных зон, жители которых к тому же станут платить подоходный налог не по месту жительства, а по месту работы — в Петербурге.

Валентин Борушко, представитель областного Госстройнадзора, среди проблемных зон называет также Юкки, Бугры, Новое Девяткино. В последнем строятся семь многоквартирных жилых домов.

— Их сдадут уже в 2011 году, а водоотведения для них не существует, — говорит г-н Борушко. — Или взять Юкки — там в основном строят военные ведомства, а они нам неподнадзорны.

О военных, обживающих солидные территории вдоль Выборгского шоссе, заранее известно только то, что их строительство добавит пробок на въезде в город. Отчего же заведомо создается хаос вокруг Петербурга? На этот вопрос пытались ответить застройщики и чиновники, собравшиеся на круглый стол по проблемам развития рынка жилья на границе города и области.

— Все дело в том, что Россия до сих пор не приняла градостроительных концепций, — полагает глава КГА Ленобласти Евгений Домрачев. — Что строить рядом с мегаполисами? У нас, к сожалению, строят многоэтажное жилье. Квартиры-студии. По сути это общежития семейного типа. И что мы будем с ними делать через 20 лет?

Мегаобщежития дадут городу ежедневную маятниковую миграцию, предупреждают эксперты. Десятки тысяч людей и машин будут курсировать туда-обратно, к местам работы и жительства. Из сателлитов, планирующих собственные рабочие места, пока можно назвать только город-спутник Южный на Киевском шоссе. Он объявлен стратегическим проектом Петербурга, в котором введут в строй 4 миллиона квадратных метров жилья.

— Город-спутник Южный возводится сразу в двух субъектах, — поясняет его статус Евгения Стрельцова, представительница компании-застройщика. — Проект будет реализован до 2022 года и рассчитан на 170 тысяч жителей. Для обеспечения их рабочими местами планируется создание индустриального парка.

Неизвестно, сколько рабочих мест даст этот индустриальный парк «для резидентов». Современные предприятия не рассчитаны на десятки тысяч персонала. Так, во Всеволожске на «Форде» трудятся немногим более полутора тысяч работников. Чтобы обеспечить работой город-спутник, по численности населения равный району мегаполиса, потребуется не один такой «Форд».

Алла ДМИТРИЕВА
рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

↑ Наверх