Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Горячая вода без разбора

Всем хочется, чтобы в квартире было тепло, а из крана текла горячая вода, особенно при наступлении холодов. Когда коммунальные службы работают добросовестно, не задумываешься, как именно действует система жизнеобеспечения жилого комплекса. А когда появляются проблемы ..

Всем хочется, чтобы в квартире было тепло, а из крана текла горячая вода, особенно при наступлении холодов. Когда коммунальные службы работают добросовестно, не задумываешься, как именно действует система жизнеобеспечения жилого комплекса. А когда появляются проблемы, начинаешь изучать принципы работы ТСЖ и других форм управления многоквартирными домами. И понимаешь, что эти организации порой еще труднее сдвинуть с мертвой точки, чем когда-то подобные государственные структуры.

Эта история началась в 1995 году — сразу после того как 16-этажный дом на улице Ильюшина, 13, корпус 2, был сдан в эксплуатацию. Буквально получалось так, что по утрам и вечерам в квартирах первых четырех этажей из горячих кранов текла если не холодная, то прохладная вода — около 30 градусов по Цельсию. И так продолжалось 14 лет.

Еще в 1999 году Территориальное управление Приморского района разъясняло жильцам, что в процессе эксплуатации в доме были выявлены серьезные проектные недостатки, отражающие ухудшение гидравлики тепловых сетей. И для решения этой проблемы было принято решение осуществлять подачу горячего водоснабжения (ГВС) по «тупиковой» схеме, что приводит к снижению температуры ГВС в утренние часы и в течение суток в межотопительный сезон.

Утренние часы могли длиться достаточно долго. Все эти годы жильцы, а от их имени с нами общались обитательницы квартир № 40 и № 71 Светлана Горелик и Надежда Кирина, не могли ни умыться нормально, ни помыться. Бесконечные многолетние жалобы в аварийную службу, в службу «004» — горячую линию городской администрации — ни к чему не приводили.

А если инспекторы тех или иных надзорных структур приезжали в дом с проверкой, то, как по мановению волшебной палочки, из кранов начинал литься кипяток.

В общем, официально факт «негорячести» доказать было практически невозможно.

Узнав об этом, редакция решила провести эксперимент. Однажды утром корреспондент «Вечёрки» лично побывал в квартире Светланы Горелик и собственным градусником зафиксировал низкую температуру «горячей» воды. Потом мы передали эту информацию в Государственную жилищную инспекцию и попросили провести очередную проверку в доме на улице Ильюшина.

Была назначена определенная дата. И нас пригласили в ТСЖ «Наш дом», которое и управляет этим многоквартирным комплексом. Как и рассказывали жильцы, эффекта неожиданности не получилось. Ведь по закону инспектор обязан предупреждать проверяемую организацию о планирующейся проверке. И куда бы мы ни приходили — в подвал, в квартиры верхних, нижних этажей, — температура воды оказывалась в норме.


Тем не менее присутствие журналиста заставило инспектора подойти к работе более ответственно, чем обычно, и косвенно информация, послужившая поводом для проверки, подтвердилась. Жильцы квартир нижних этажей, куда заходил инспектор, все как один подтвердили, что проблемы с горячей водой существуют. Одни рассказали, что им приходится рано утром заранее открывать кран, чтобы через два часа можно было нормально умыться. Другие заявили, что им уже надоело мучиться и пришлось поставить водогрей — приходится платить лишние деньги за электроэнергию, зато горячая вода в квартире есть всегда.

С тем проверяющий и откланялся. Через несколько дней жилищная инспекция прислала свое заключение в редакцию газеты (поскольку мы были официальными заявителями). Черным по белому там было сказано: коммунальным службам, обслуживающим вышеупомянутый дом (а это ООО «Жилкомсервис № 4 Приморского района», с которым у ТСЖ «Наш дом» заключен договор на комплексное обслуживание многоквартирного дома), «необходимо совместно с теплоснабжающей организацией ГУП «ТЭК СПб» произвести дополнительное обследование ГВС на соответствие температурным нормам», а также перед отопительным сезоном «провести подготовку всего комплекса устройств жилого дома, уделив особое внимание внутридомовой системе горячего отопления».

Эта история произошла еще весной. Но мы решили не нарушать чистоту эксперимента — дождаться осени и пронаблюдать за исполнением указаний жилищной инспекции, параллельно изучая возможности воздействия на недобросовестных коммунальщиков других ведомств. Коих, кстати, оказалось не так много.

Например, при ГУП «ТЭК СПб» работают инспекторы. Но оказалось, что они не имеют права работать внутри дома, потому что теплоснабжающее предприятие отвечает непосредственно за внедомовые системы подачи теплой воды. Но пояснили, что неоднократно сталкивались с подобной проблемой. И чаще всего она связана с неотлаженной системой циркуляции воды. А налаживать ее должна непосредственно обслуживающая организация. Которой при ТСЖ «Наш дом» является ООО «Жилкомсервис № 4 Приморского района». Но туда, как нам удалось выяснить, никто из руководства ТСЖ с требованием отладить систему циркуляции воды не обращался...

Тем не менее, запасясь терпением, мы дождались осени. И... О чудо! В последних числах октября из кранов наконец потекла по-настоящему горячая вода. И течет уже два месяца без перебоев.

Но теперь у них новая напасть — холодные батареи.

Жильцы опять звонят по всем инстанциям и пишут жалобы. Председатель ТСЖ «Наш дом» Надежда Брагина самых активных жалобщиков уже объявила сумасшедшими. Поэтому Светлана Горелик и Надежда Кирина напросились на прием к генеральному директору ООО «Жилкомсервис № 4 Приморского района» Андрею Максимову, который, полистав бумаги, сообщил им, что по нормам температура батарей не должна быть ниже 38 градусов по Цельсию. А это как раз похоже на температуру парного молока. После чего начальник распрощался с посетительницами.

Как удалось выяснить корреспонденту «ВП» в ГУП «ТЭК СПб», такие нормы и впрямь существуют. Но в системе отопления есть две схемы протока воды — прямая и обратная. Так вот, 38 градусов может быть в стояке, который обеспечивает обратный отток воды. В прямой же схеме температура батарей не может быть ниже 50 градусов по Цельсию. А такого, чтобы в квартире все стояки были подключены к обратной схеме, просто не может быть.

В квартирах же, по словам специалистов ГУП «ТЭК», похолодало, потому что, желая утеплить первый этаж, управляющие дома подвели к батареям воду из подвала, чем разбалансировали всю систему отопления.

Сейчас коммунальные службы, похоже, уже устали от неугомонных жильцов злополучного дома. Председатель ТСЖ Надежда Брагина отправляет всех в ООО «Жилкомсервис № 4 Приморского района». А диспетчер этой организации в свою очередь отказывается регистрировать обращения как по телефону, так и письменные.

Интересно, эту проблему тоже должна решать газета?

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

От редакции. Мы знаем много примеров отлично работающих ТСЖ. Где усилиями руководства сэкономленные средства уходят на модернизацию систем жизнеобеспечения. Такие ТСЖ создаются специально, чтобы получить независимость, в отличие от жилкомсервисов. Мы по личному опыту знаем, что жилкомсервисы сохраняют бюрократизм и неповоротливость. Поэтому у нас сразу возникает вопрос: зачем создавать ТСЖ, чтобы потом заключать с жилкомсервисом договор на обслуживание? Зачем нужен этот посредник? Ведь на содержание штата товарищества тоже идут деньги собственников.

↑ Наверх