Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Гости дорогие

С 16 сентября по 8 октября в городе идут показы лучших российских спектаклей последних лет — тех, что удостоены высшей российской театральной премии «Золотая маска».

С 16 сентября по 8 октября в городе идут показы лучших российских спектаклей последних лет — тех, что удостоены высшей российской театральной премии «Золотая маска». Даже при том что в это же время в Петербурге проходят Александринский фестиваль и фестиваль «Балтийский дом» — форумы класса «А», пропустить золотомасочные постановки было бы непозволительной халатностью. Проблема в том, чтобы выбрать то, что по душе. В этом, надеемся, вам поможет гид по спектаклям, размещенным по хронологии.

 «Кармен. Этюды», МХТ им. Чехова, 18 сентября, на сцене «Балтийского дома»


Известный специалист по пластике и хореографии Алла Сигалова поработала со студентами Школы-студии МХТ над текстом Мериме. Драматические актеры не превратились в балетных, но научились обращаться с телом как с универсальным средством воплощения эмоций, чувств и страстей. От спектакля остается ощущение головокружительного выступления воздушных гимнастов.

 «Гроза», Драматический театр им. Пушкина (Магнитогорск), 20 сентября, на сцене «Балтийского дома»

Неистовый, дерзкий и остроумный Островский. Работа петербургского режиссера Льва Эренбурга, составленная из актерских этюдов на основе программного текста. Здесь занимаются любовью, сигают в лужу, как в омут, харкают кровью, яростно веруют и столь же яростно проклинают. И при этом снайперски точно ставят диагноз национальным душевным болезням. Сенсация «Маски-2008».

 «Рассказ о семи повешенных», Театр п/р Олега Табакова («Табакерка»), 20 сентября, на сцене МДТ — Театра Европы

Горстка молодых артистов в спектакле Миндаугаса Карбаускиса по рассказу Леонида Андреева легко перевоплощается из приговоренных к смерти террористов в домочадцев того чиновника, на которого было совершено покушение, из наивных детей — в умудренных жизнью родителей. Выходит презанятное лицедейство на самой опасной черте, игра взахлеб, преодолевающая страх смерти.

 «Рассказ о счастливой Москве», Театр п/р Олега Табакова («Табакерка»), 23, 24 сентября, на сцене МДТ — Театра Европы

Тот же Карбаускис с теми же молодыми артистами. И даже ряды вешалок для пальто переселились из одного спектакля в другой. Но на сей раз это роман Андрея Платонова, и в центре его — одна их самых одаренных молодых актрис Москвы Ирина Пегова. Играет она комсомолку Москву Ивановну, которая любила, да не вышла замуж, потому что искала мирового приложения своей любви и не замечала прекрасного механика Сарториуса. Нежная сатира сегодняшней молодежи на идеализм первых лет Советской республики.

 «Скрипка Ротшильда», МТЮЗ, 24 сентября, на сцене Театра им. Ленсовета

Последняя часть чеховской трилогии мрачно-ироничного режиссера Камы Гинкаса. Главного героя — гробовщика Якова Бронзу — играет артист Малого театра Валерий Баринов. В первой половине спектакля он кажется неуязвимым по причине полной бесчувственности богатырем. Во второй — мощным деревом, вдруг обнаружившим отсутствие корней. Смерть жены, нахлынувшие воспоминания и в центре них — скрипач Ротшильд с его душераздирающей музыкой (артист Игорь Ясулович водит смычком по пиле) обнаруживают невыносимую пустоту и «убыточность» всей прошедшей жизни, смириться с которой сознание не может.  

 «Захудалый род», «Студия театрального искусства» (Москва), 26, 27 сентября, 18.00, на сцене МДТ — Театра Европы

Инсценировав повесть Николая Лескова, Сергей Женовач со своими учениками позволил себе то, что мало кто в сегодняшнем столичном театре может позволить: вести с публикой самый что ни на есть серьезный разговор об идеалах, об их поиске, их утрате и обретении дорогой ценой.

 «Самое важное», Мастерская Петра Фоменко, 29, 30 сентября, на сцене МДТ — Театра Европы

Гражданин Швейцарии Михаил Шишкин вдали от исторической родины умудряется создавать в своих текстах современную российскую мифологию. Без политических аллюзий, но с извечной русской тоской по счастью и поисками любви. Любимые всей Россией выученики Петра Фоменко — сестры Кутеповы, Мадлен Джабраилова, Томас Моцкус, Рустам Юскаев в спектакле Евгения Каменьковича с лихвой изливают на зрителей ту любовь, которой тщетно доискиваются герои «Венерина волоса».

 «Донкий Хот», Театр «Школа драматического искусства», 30 сентября, на сцене ТЮЗа им. А. Брянцева

Второй спектакль театрального художника Дмитрия Крымова, созданный с выпускниками постановочного факультета РАТИ-ГИТИСа. История одного безумного поэта, рассказанная исключительно с помощью изобретательных и метафоричных зрительных образов. Фантазия молодых художников буйствует и заряжает публику позитивной и самой что ни на есть театральной энергией.

 «Бесприданница», Мастерская Петра Фоменко, 2 октября, на сцене Александринского театра


Младшие «фоменки» во главе с изумительной Полиной Агуреевой отстаивают максимализм юности в горькой пьесе Островского. И одерживают творческую победу, вопреки поражению героини.

 «Июль», Театр «Практика» и движение «Кислород», 3, 4 октября, на сцене Театра Сатиры

Спектакль, рожденный на главной экспериментальной площадке Москвы. Одна из лучших молодых актрис Москвы на амплуа героинь, Полина Агуреева в концертном платье читает монолог старого душегуба и каннибала, сочиненный Иваном Вырыпаевым. И умудряется убедить зрителей, что они слушают нечто вроде малеровской симфонии.

 «Вишневый сад», Театр кукол «Огниво» (Мытищи), 5 октября, на сцене «Приюта комедианта»

Чехова разыгрывают не только люди, но и куклы, отчего из известной пьесы извлекаются совсем новые смыслы. Белорусская постановочная бригада под предводительством режиссера Олега Жюгжды сделала ставку на исполнителя роли Фирса — создателя и худрука Театра «Огниво» Станислава Железкина.

 «Король Лир», Театр «Сатирикон», 8 октября, на сцене Александринского театра

Юрий Бутусов, начинавший свой режиссерский путь в Петербурге с пьесы Беккета «В ожидании Годо», поставил Шекспира, как Беккета. Герои — и в первую очередь король Лир в исполнении Константина Райкина — всего лишь маленькие человечки на узких перекрестках бытия. Но Лир умудряется не терять театрального лица и в самые страшные минуты оставаться великим лирическим клоуном.

↑ Наверх