Гудбай, Америка!
В Театре им. Ленсовета, который продолжает работать с докризисной интенсивностью, выпускают премьеру по пьесе «Америка — часть вторая» одного из самых интересных драматургов современности — сербиянки Биляны Срблянович. Первые показы спектакля «America 2» пройдут 25, 26, 29 мая. Спектакль репетирует Петр Шерешевский, давно ничего не ставивший в Петербурге.
В Театре им. Ленсовета, который продолжает работать с докризисной интенсивностью, выпускают премьеру по пьесе «Америка — часть вторая» одного из самых интересных драматургов современности — сербиянки Биляны Срблянович. Первые показы спектакля «America 2» пройдут 25, 26, 29 мая. Спектакль репетирует Петр Шерешевский, давно ничего не ставивший в Петербурге.
Пьесы Срблянович — это игры, правила которых еще надо разгадать. И код для разгадки надо искать не только внутри пьесы, но и вовне, в культурной истории человечества. При том что драматург еще и путает следы. Первая фраза первой ремарки пьесы «Америка — часть вторая» выглядит так: «Действие происходит в Нью-Йорке, чуть больше года спустя после нападения на Соединенные Штаты Аль-Каиды». Но это вовсе не значит, что часть первая — это Америка до легендарного теракта. То есть не только она. Часть первая — это еще и роман Кафки «Америка». Потому что главного героя Срблянович зовут так же, как главного героя Кафки. Такой вот постмодернистский трюк. И он неформален. Из романа Кафки нужно почерпнуть отношение к Америке — как к мифу о стране, где сбываются мечты. История о рухнувших башнях-близнецах, таким образом, превращается в метафору: история разрушила один миф, Срблянович развеивает другой — миф о стране-мечте. И предъявляет сюжет о стране социальных масок и статусов на месте людей — стране-человекоубийце. Америка, которую изображает в пьесе Срблянович, — это метафора сегодняшнего мира, где значение человека стремительно сокращается до значения функции, которую он исполняет.
Актерская компания в Театре им. Ленсовета — сильное звено. В спектакле занято среднее и молодое поколение артистов: Александр Новиков, Лаура Пицхелаури, Наталья Шамина, Олег Федоров и другие. Наконец-то у зрителей появится возможность разглядеть нового актера театра, Алексея Фокина, который уже сыграл летчика в достаточно сумбурном спектакле «Добрый человек из Сычуани», а теперь выйдет на сцену в главной роли — Карла Россмана, того, который имел «зарплату больше, чем у президента», но однажды ее потерял. А значит — по меркам Америки и современной реальности вообще — потерял все.
Режиссера Петра Шерешевского, по его словам, особенно волнует ситуация, когда человек осознает свою значимость лишь в той мере, в которой ее ощущают другие люди.