Хидеки Сакамото: В Японии люди привыкли жить в ожидании катастроф
Композитор прилетел из Токио, чтобы дать концерт во Дворце Белосельских-Белозерских
Композитор прилетел из Токио, чтобы дать концерт во Дворце Белосельских-Белозерских
Крошечный человечек неутомимо бродит по черно-белому миру оптических иллюзий, напоминающих работы Морица Эшера. Здесь все перевернуто с ног на голову, лестницы ведут в никуда или закручиваются в штопор, пол и потолок меняются местами, а колонны порой не отбрасывают тени… Законы физики здесь нарушаются сплошь и рядом.
Все происходящее на мониторе сопровождает изысканная и какая-то призрачная музыка — нежный шепот скрипок, бархатное гудение виолончелей.
Музыку к знаменитой компьютерной игре «Echochrome» (и еще к десятку игр) написал композитор Хидеки Сакамото из Японии. Корреспонденты «ВП» встретились с ним после репетиции.
— Вы только что из Токио? Как там сейчас обстановка?
— Из-за аварии на атомной станции в городе не хватает электричества. Свет в домах и на предприятиях часто отключают. Это сложно и для обычных жителей, а уж для бизнеса, который весь построен на электронике, тем более. В квартирах холодно, потому что не хватает электричества для отопления (японское отопление основано на электричестве. — Прим. ред.). Нельзя стало пить водопроводную воду. А до этого в Японии водопроводную воду всегда можно было пить, наливая прямо из-под крана и не кипятя, настолько она была чистая.
— Мы восхищаемся тем, как мужественно и достойно ведут себя японцы в такой экстремальной ситуации. У нас люди гораздо более эмоциональные, было бы трудно избежать паники, истерики…
— Когда что-то происходит в Японии, люди становятся еще более сплоченными и помогают друг другу, поддерживают друг друга. Кроме того, в нашей стране за всю историю ее существования было множество землетрясений. Наверное, не совсем правильно так говорить, но психологически люди привыкли к ожиданию катастроф. Все-таки Япония островная страна. И всегда после землетрясений ждут, что придет цунами. Конечно, есть специальные дамбы. Но сейчас они все разрушены. Поэтому ничего не спасло.
— Вы учились музыке с четырех лет, получили классическое музыкальное образование...
— Меня постоянно об этом спрашивают. Но для японца в этом нет ничего удивительного. Играть на фортепиано я стал с четырех лет, а где-то в десять, как обычно подобает японцам, начал играть в компьютерные игры. Игры — неотъемлемая часть японской жизни. Образование мне не мешало, наоборот. В компьютерных играх раньше использовались только четыре звука. Увлеченный игрой, я все же всегда думал, с композиторской точки зрения, как можно сделать звуковой фон богаче, какие звуки можно добавить.
Компьютерные игры все-таки уводят человека в виртуальный мир. Хорошо ли это? Многие люди сейчас живут в виртуальном мире, игнорируя реальный...
— Но когда мы смотрим фильм или читаем книгу, мы тоже уходим в другой мир. И такие путешествия — это все-таки одна из сторон нашего мира, реального мира.
— Компьютерная игра — это особенная игра. Ты нажимаешь на кнопку, и на экране появляется особый, завораживающий мир, который, согласитесь, чем-то украшает реальную жизнь, дополняет ее. Это не так плохо. Когда я сочиняю музыку для такой игры, то стараюсь сделать так, чтобы геймер с ее помощью не просто нажимал на кнопки, увлекаясь действием, но и переживал различные эмоции и чувства. Я хочу, чтобы моя музыка была не просто развлекательной, но и драматической.
— Пишете ли вы еще какую-нибудь музыку — может быть, для кино, может, для души, а может, японские фигуристы обращались к вам накануне чемпионата?
— Сейчас пишу в основном для игр. Но я не хотел бы посвятить компьютерным играм всю свою жизнь. Хотел бы в будущем намного расширить свои рамки.
— Успели уже что-то посмотреть в Петербурге?
— Я был в Эрмитаже, в Спасе-на-Крови, любовался Невой, набережными, успел погулять. Я в большом восторге от Петербурга.
Беседовали Зинаида Арсеньева
и Борис ОСЬКИН, фото Натальи ЧАЙКИ
Хидеки Сакамото родился в 1972 году в Токио в семье музыкантов. Был воспитан на классической музыке и начал учиться на фортепиано с 4 лет. Выпускник Университета Waseda, Хидеки с раннего возраста посвятил себя сочинению музыки для компьютерных игр и на этом поприще добился значительных результатов. Многие его работы получили солидные национальные и международные призы. Среди самых значительных и известных сочинений Хидеки Сакамото музыка к играм «Echochrom», «Echochrome II», «No Heroes Allowed!», «Yakuza 2», «Patchwork Heroes», «Pokеmon Mystery Dungeon».
В 2004 году он основал компанию «Noisycroak Лтд» и стал ее генеральным директором. Музыка к игре «Echochrome II» в настоящее время номинирована на размещение в Книге рекордов Гиннесса.
Важно: Правила перепоста материалов