Хитрость — не порок
В Театре Комедии им. Н. П. Акимова наконец-то (после ряда отсрочек) выпускают «Хитрую вдову» по пьесе великого комедиографа Карло Гольдони: 16 и 17 октября.
В Театре Комедии им. Н. П. Акимова наконец-то (после ряда отсрочек) выпускают «Хитрую вдову» по пьесе великого комедиографа Карло Гольдони: 16 и 17 октября.
Первые пьесы Гольдони, созданные в середине XVIII века, выглядели еще как сценарии комедии дель арте, а сочинения зрелого периода уже имели литературную форму. И если бы Гольдони не пришло в голову, что драматургия не только может, но и должна быть литературой, о приключениях всеми нами любимого Труффальдино из Бергамо (у Гольдони, правда, он зовется Арлекином) в пьесе «Слуга двух господ» мы бы имели представление весьма приблизительное. Безусловно, именно просветительский пафос — желание донести до публики генеральную идею автора — сподвиг Гольдони наложить оковы фиксированного текста на актерскую импровизацию. А идеи у Гольдони были такие, что кабы не его талант сплетать на бумаге интриги и рисовать характеры, мы бы чувствовали себя школьниками на уроке этики и общественной морали. Например, Гольдони настаивал на том, что комедия, которая является школой нравственности, «должна выводить человеческие слабости только для поправления их». И далее: «Если ставишь себе целью пробуждать добрые чувства, то не лучше ли привлекать сердца красотой добродетели, чем мерзостью порока?»
В Театре Комедии в последние полтора десятка лет спектакли и в самом деле похожи на уроки — худрук театра Татьяна Казакова предпочитает выступать в роли воспитателя нравов. Однако пьесу Гольдони госпожа Казакова выбрала из ранних, за которую самого драматурга едва не выдворили из любимой им Венеции. В ней знатная лихая вдовушка подбирает себе жениха, устраивая претендентам ловушки. Оправдывает ее лишь то, что целью брака служит не богатство, а подлинная любовь. В этой практически бенефисной роли на сцену Театра Комедии выйдет утонченная Елена Руфанова. Чрезвычайно интересно, что за урок на сей раз имеет в виду госпожа Казакова.
Фото Гоши СЕМЕНОВА