Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Хочешь быть красивым — поступай в гусары!

Что собой представляет новая форма полицейских?

Что собой представляет новая форма полицейских?

«Чтобы выиграть войну, нужно иметь красивую форму», — провозгласила однажды Коко Шанель. Форменная одежда дисциплинирует, воспитывает «чувство локтя», «командный дух», заставляет беречь «честь мундира». 
А теперь сравните, скажем, форму итальянских карабинеров или американских полицейских и форму наших милиционеров. Как говорят в Одессе, две большие разницы. Элегантные щеголеватые красавцы и какие-то серые мыши.
Сейчас настало время перемен. С 1 марта милиция превратилась в полицию. Можно как угодно шутить на тему смены названия, но суть реформы заключается в создании профессиональных стражей порядка, внушающих страх нарушителям закона и чувство защищенности законопослушным гражданам. Новая форма, которая разрабатывалась Валентином Юдашкиным, должна была сыграть важную роль в этих переменах и в создании положительного образа полицейского.
Однако этого не случилось. Когда представили новые комплекты форменной одежды, многие испытали недоумение и разочарование.
Всем знакомую милицейскую форму, введенную в 1991 году, кстати, разработал Вячеслав Зайцев. Она была не слишком удачной. Да и как могло быть иначе, если вспомнить время, в которое она создавалась: перестройка, крушение Советского Союза, развал экономики, девальвация прежних ценностей.
Не так давно во время визита в Петербург модельер обмолвился, что ему предлагали создать новую униформу для милиции, но он отказался: «Не хочу, чтобы потом мне было стыдно перед милиционерами».
Маэстро моды дал понять, насколько сложное это дело — разработка униформы для огромного ведомства в масштабах страны — даже для него, имеющего большой опыт в этой сфере (он создал форму для Московской олимпиады). Зато Валентин Юдашкин, который никогда прежде не работал в этой сфере, не сомневался в своих силах и не стал отказываться от престижного государственного заказа.

***

Униформа различных служб — это лицо страны. Что уж говорить о форме для национальной армии или полиции?
Как правило, разработку униформы поручают самым известным и авторитетным модельерам страны. К примеру, в Италии форму что для карабинеров, что для футбольной сборной делал Джорджио Армани, имя которого — само по себе символ элегантности и роскоши.
А в Голландии модельер Франс Моленар, одевающий королеву Беатрикс, создал не только форму KLM и сухопутных войск, но и не побрезговал одеть… мусорщиков.
Странно, что в России распределяют такие имеющие огромное значение для престижа страны заказы волевым образом — просто выбирая самого известного модельера, который сделал себе имя, одевая поп-звезд. «Аэрофлот», например, объявлял конкурс, привлекая к заказу нескольких ведущих модельеров страны, чтобы иметь возможность выбрать проект, наиболее отвечающий имиджу компании.
Первое, что бросается в глаза, когда видишь форму полиции, — некоторая театральность. Словно это не настоящая форма, а костюмы для актеров какого-нибудь голливудского боевика о советской угрозе — «Красные наступают!». К примеру, куртки из искусственной (!) кожи, отделанные серым каракулем и дополненные такими же шапками, напоминают экипировку Арнольда Шварценеггера, играющего русского милиционера в фильме «Красная жара». Это сходство отметили не только модельеры, но и сами милиционеры, обсуждающие новую форму в Интернете.
Удивляют некрасивые, топорные силуэты и пропорции, тогда как в униформе, как ни в одном другом виде одежды, важна четкость форм, стройность силуэтов, выверенность пропорций. В новой же форме даже человек, обладающий высокой стройной фигурой, смотрится неуклюже. Что уж говорить о тех, чьи параметры далеки от идеала.
К примеру, короткие рубашки на резинке  изуродуют даже стройную фигуру.
Но особенно много вопросов вызывает униформа для женщин-полицейских. И дело не в непривычных для нас шляпах-каскетках, которые заимствованы из униформы Великобритании и, в общем-то, неплохо смотрятся. Дело в общем впечатлении неэлегантности. К примеру, голубые бесформенные платья-халаты скорее подошли бы для уборщиц или горничных недорогих гостиниц, чем для стражей закона и порядка такого мощного государства, как Россия.  Такая форма даже красавиц Оксану Федорову или Ирину Волк превратит в замухрышек.
А куртка из искусственной кожи напоминает костюм персонажа из фильма Бортко «Собачье сердце» — девицы, которую профессор Преображенский поначалу принял за мужчину и попросил снять кепку.

***

Есть, конечно, и плюсы. Это прежде всего цвет — вместо мышиного серого темно-синий, традиционный для униформы. Хотя можно было бы поискать более оригинальные и эффектные цвета и сочетания цветов.
Фуражки стали менее «аэродромными», изменилась и кокарда: вместо огромного орла — триколор.
Казалось бы, какая ерунда — одежда! Но прав Пелевин, это важно. Никто не будет уважать полицейского, который выглядит смешно и нелепо. От них должна исходить властность и сила, они должны нравиться самим себе и окружающим, быть красивы и сексуальны. 
Они должны внушать трепет преступникам и чувство защищенности обычным гражданам. Ведь они ни много ни мало символизируют закон и порядок огромной страны.



Евгений Хохлов и Юлия Бунакова, дизайнеры:

— На униформе  экономить нельзя, внешний вид — это статус. Делая униформу для отеля «Европа», мы отчасти отталкивались от военного костюма времен правления Александра I. Одна из особенностей униформы тех лет — обилие сложной, выполненной вручную вышивки золотом, которая в сочетании с тканью благородного темного цвета выглядит очень эффектно. Формы, сделанной по индивидуальному заказу, нет даже в парижском отеле «Ритц». Наличие оригинальной красивой формы, которая сочетается с фирменным стилем отеля, мгновенно повысила его рейтинг.
Разработка же униформы для «Аэрофлота» для нас — национальный проект. Ключевыми понятиями для нас в создании новой формы не только для летного состава, но и для сотрудников наземных служб аэропортов стали функциональность и элегантность, стиль и практичность одновременно.
Нам очень приятно, что «Аэрофлот» вошел в десятку мировых лидеров по стилю.
Самое интересное, что использованный нами для летней униформы оттенок красного ред-мандарин этой осенью на мировых подиумах  вошел в тенденции на следующее лето.
Но элегантность и соответствие тенденциям моды для униформы — еще не все.  Нельзя забывать о том, что люди будут работать в этой форме каждый день и просто выглядеть эффектно недостаточно. В этой одежде должно быть удобно и ком-фортно.

Елена Бадмаева, дизайнер:

— Работа над униформой в небольшом масштабе (какое-то одно учреждение, будь то частная школа или отель) — это одно. Но при создании формы для крупной ведомственной организации, а уж тем более для армии или полиции в масштабах всей страны — это совсем другое, более сложное дело. Это уже работа не только дизайнера, но большой группы людей, начиная от представителей заказчика и заканчивая сотрудниками швейного производства. И тут очень важно, насколько эти люди профессиональны, насколько высок их уровень, умеют ли они слушать и понимать дизайнера. Очень часто бывает так, что чиновники не желают прислушиваться к мнению дизайнера, позволяя себе на каких-то этапах вмешиваться в его работу.
У меня есть опыт создания форменной одежды. Я работала с Российской железной дорогой, разработала хорошую униформу, но внедрили ее частично. Кроме того, я разрабатывала бизнес-стиль полностью для Экономического форума. И мне очень приятно, что многие европейцы отметили, что в Петербурге сотрудники Экономического форума были одеты так, что не выглядели провинциально.

Вид полицейской формы пока под большим вопросом. В федеральных СМИ прошел ряд публикаций, где сообщалось, что описание нового имиджа разработано практически до трусов. Но авторы статей ссылались не на утвержденный документ, а на проект постановления правительства РФ, которое было выложено на сайте МВД РФ. После этих публикаций проект со страниц официального сайта исчез.
Как сообщил корреспонденту «ВП» начальник пресс-центра МВД Олег Ельников, у него нет информации о том, что происходит с новой формой: «Я только что пришел с министерского заседания, где надеялся получить какую-либо информацию. Но ничего конкретного сказано не было. Проект постановления сначала был выложен, потом убран с сайта. Значит, он еще не готов к опубликованию. Поэтому, я думаю, что-то конкретное можно будет сказать, когда соответствующее постановление будет принято правительством России или доработанное постановление снова появится на нашем сайте».

Зинаида Арсеньева
↑ Наверх