Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 апреля 2024

Хочешь экстрима — стань жертвой

Для этого позвони по номеру, указанному в «диком» объявлении. — Все началось с объявления в одной из социальных сетей Интернета, — делится Елена ..

Срочно, дешево, сердито

Елене 28 лет, она родилась за границей в семье военнослужащего, выросла в крупном сибирском городе, где получила высшее образование и специальность маркетолога, — назвать ее наивной девушкой никак нельзя. В Петербурге она прожила год — без приключений. На втором году «попалась», как говорит сама. Недоумевая: отчего с ней могло такое произойти?



— Все началось с объявления в одной из социальных сетей Интернета, — делится Елена. — Я искала квартиру, а тут прекрасное предложение. Пять минут пешком от метро в центре города, вся бытовая техника, Интернет, сдают свою. Звоню по указанному телефону, интересуюсь у взявшей трубку девушки, почему так дешево, — объясняют: хозяину надо срочно сдать, уезжает. А я, оказывается, попала в агентство. Спросила, какой процент берут. Сказали, 2800 рублей за оформление договора, остальное хозяину. Что ж, сразу мчусь — в офис агентства на Лиговском проспекте.

Бизнес-центр «Лиговский, 29» — типичный старопетербургский доходный дом, переведенный в «нежилой фонд». Узкая лестница, на площадке каждого этажа указатели туристических агентств, курсов иностранного языка, просто офисов под номерами. Тот, что был назван Елене, на лестнице значится как «Печати штампы 403». На дверной бумажке номер 403 — название некоего ООО.

— Девушка из офиса соединила меня по мобильному телефону с неким Дмитрием, хозяином квартиры, — продолжает Елена. — Он задал стандартные вопросы: сколько мне лет, где работаю, одна буду жить или не одна. Назначил встречу на этот же вечер, на 18.30. Девушка из офиса, назвавшаяся Юлей, дала мне его телефон. Мы заключили договор.

Договор под номером 2/4 от 4 сентября оказался договором на оказание информационных услуг, согласно которому «исполнитель информирует заказчика в устной форме о наличии в базе данных исполнителя информации о сдаваемых в наем жилых помещениях в г. Санкт-Петербург» — на условии 100-процентной оплаты в размере 2800 рублей. Кроме него Елене выдали — без подписи и без чека — квитанцию к приходному кассовому ордеру № 2/4.

С этим комплектом документов и без 2800 рублей она вышла в третьем часу дня на улицу.

— Номер договора, странный для сентября, не озадачил? — переспрашиваю.

— Нет. Я на номер вообще не обратила внимания, — вздыхает теперь Елена.

В пятом часу она надумала позвонить хозяину квартиры — тот не брал трубку. Следом перестала брать трубку и девушка из офиса. Дальнейшее можно не рассказывать — телефоны полностью выпали из зоны связи, а на руках у Елены остались: бумага о выполненной информационной услуге стоимостью 2800 рублей и бумажка с телефонным номером и именем «Дмитрий».

— И ведь ничто не вызвало у меня сомнений! — сокрушается теперь обманутый маркетолог. — Вроде бы бизнес-центр, вроде бы офис, в нем две девушки, одна из которых якобы стажерка. Возраст от 20 до 27 лет, бойкие такие — ну, думаю, решили девушки организовать свой бизнес, какие молодцы…

В милицию или прокуратуру Елена не пойдет — понимая, что денег назад не вернет.

— Уставный капитал этой фирмочки может оказаться в три копейки. С нее будет нечего взять, а я потрачу время и понесу издержки на судопроизводство.

Собственно, в редакцию она обратилась за помощью не себе — другим, которые столь же легко могут попасться на объявление о прекрасном жилье, сдаваемом срочно и дешево.

Такими объявлениями сейчас обклеен весь город.

«Здесь вам не музей — нечего смотреть»

По пути в бизнес-центр на Лиговском — еще один офис, о котором мы уже рассказывали читателям (см. «Вечерний Петербург» за 4 и 8 сентября, наши публикации о лжекредитовании). Невский проспект, 81, подворотня, дверь без таблички. За дверью также бойкие девушки — с ними тем, кто хочет испытать себя в роли жертвы, следует также заключить договор о предоставлении информационных услуг.

Чего не следует делать, чтобы гарантированно быть обманутым:

  •  изучать список банков, от имени которых предлагаются «кредиты наличными в день обращения» — иначе можно легко обнаружить, что указанные банки вообще не работают с частными лицами;
  •  присматриваться к девушкам из офиса — иначе их неместный говорок, обильные татуировки по всем конечностям и свежий южный загар могут натолкнуть на мысль, что девушки происхождением далеки от офисного финансового планктона;
  •  изучать договор внимательно — иначе можно получить раздраженную реплику «здесь вам не музей, нечего смотреть в наш договор».


В общем, не стоит обращать внимания на множество мелких подробностей, подсказывающих, сколь рискованно, прочитав объявление на водосточной трубе,  заходить в подворотне в дверь без названия и отдавать три тысячи рублей за информационные услуги некой бесфамильной Яне-Кристине-Виолетте (они обычно так себя называют, эти девушки).

Отклики в Интернете на перечисленные фирмы также изучать не рекомендуется. Иначе об упомянутом выше ООО  заранее можно вычитать такую информацию, помеченную еще мартом 2009 года: «Здравствуйте все, кому это интересно! Я — одна из лохушек, которая попала в сети. Вкратце: приходишь в офис, тебе обещают, что есть рабочее место в фирме такой-то. Но тебе надо заплатить 1500 руб. за мифический магнитный пропуск туда, который будет готов через неделю. Вам якобы позвонят и скажут, куда подъехать. В итоге вам звонят и говорят, что партия задерживается, так что работать вы начнете не раньше чем через две недели. Ну и т. д. в течение месяца. Вам выдают корешок об оплате и договор о том, что вам подыскивают работу за эти деньги, а договор действует только месяц. (…) Находятся они на Лиговском проспекте, работают с 1 марта 2009 года, народу у них полным-полно».

Милиция в курсе

Первоначально о мошенничестве с использованием договоров об оказании информационных услуг мы узнали не из объявлений на столбах и не из рассказов жертв — от самой милиции. Органы в курсе происходящего. Смеем предположить, в данный момент в их недрах разрабатывается некая хитроумная и масштабная операция по разоблачению злоумышленников. Иначе чем объяснить, что те продолжают действовать? Вероятно, дичь временно не трогают, чтобы не спугнуть. Накапливают объем улик.

Алла ДМИТРИЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх