Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Хор Капеллы выступит в Лувре

Творческий коллектив Капеллы отбыл в заморские края, чтобы после продолжительных гастролей закрыть своим концертом выставку «Святая Русь». Она работает в Лувре, представляя Год России во Франции. В церемонии открытия выставки участвовали главы обоих государств.

Творческий коллектив Капеллы отбыл в заморские края, чтобы после продолжительных гастролей закрыть своим концертом выставку «Святая Русь». Она работает в Лувре, представляя Год России во Франции. В церемонии открытия выставки участвовали главы обоих государств.

Предстоящее петербургской Капелле выступление считается очень почетной обязанностью. Кроме этого, впервые в Лувре прозвучит русская духовная музыка. Исполнители волнуются, но художественный руководитель Капеллы Владислав Чернушенко спокоен. Перед самым отъездом во Францию он нашел время на встречу с корреспондентом «Вечернего Петербурга».


Владислав Чернушенко считает, что микрофонные шоу губят таланты.


— Каков маршрут предстоящих гастролей по Франции?

— Он построен на карте в виде кардиограммы. Начало на границе со Швейцарией, продолжение — у берега Северного моря, затем — вблизи испанской границы, и завершение — на востоке, в стороне немецкой Баварии.

— А все-таки где Капеллу больше любят — за рубежом или в России?

— Русская музыка со времен дягилевских сезонов имеет непреходящий успех в мире. Чаще всего мы выступаем в Голландии, Испании, Франции и Сербии.

— В России хор не востребован?

— Сейчас постепенно начинает оживать певческое дело. Стали традиционными «Невские хоровые ассамблеи». Но многое еще предстоит сделать. Россия на протяжении веков была самой поющей державой в мире! Певческое дело искусственно порушили. Телевизионный эфир заполнен эстрадно-микрофонным исполнительством. Уже не первое поколение попросту обворовано. Где и когда молодежь могла бы услышать хорошее исполнение народных песен, а не бездарные пляски под слова, ради которых люди в войну шли на смерть?

— И быть исполнителем в Капелле стало менее престижно?

— У нас бытует такой анекдот. Артиста хора спрашивают: «Где ты работаешь?» Он отвечает: «Пою в Хоре Капеллы». И слышит: «Я тоже пою, а где ты работаешь?» В общем, давно миновали те времена, когда профессия артиста хора была престижной. Кадровый певческий рынок сейчас крайне скуден. Нет, замечательных по природе голосов в России не стало меньше. Но многие погибают еще в детстве, в различных микрофонных шоу.

— Что же мешает развивать замечательные голоса?

— Жилищный вопрос. Лучшие голоса испокон веков отбирались со всей страны. Достаточно познакомиться с указами Петра I по поводу пополнения состава Придворного хора или с командированием Михаила Глинки на Украину для набора певчих. До перестройки жилищные проблемы не просто, но решались. Сегодня же даже представить себе невозможно, что честный работник бюджетной сферы в течение жизни сумеет накопить средства для приобретения жилья.

— Больше того, значительная часть зданий Капеллы — неделимого памятника культуры — отдана под коммерческие цели. Как так получилось?

— Это вопрос не ко мне, а к городским властям. На здания, приобретенные в 1808 году Министерством Двора специально для Придворной Певческой Капеллы, почти два века ни у кого не поднималась рука. Ныне иные времена. Мы в ожидании появления новых хозяев элитных квартир с видом на Дворцовую площадь. Бывшая квартира Балакирева, которая находилась под охраной КГИОП, тем не менее перенесла евроремонт и перестройку. Наверное, кому-то приятно осознавать, что в бывшей квартире Римского-Корсакова теперь находится школа крупье. Говорят, что очередной владелец жилых флигелей, впервые войдя в ворота и увидев на фронтоне концертного зала слова «Придворная Певческая Капелла» и имена выдающихся композиторов, недоуменно произнес: «А это что еще за хренотень?» К кому относится этот диагноз, покажет время.

Беседовала Ирина Панкратова

Фото Натальи ЧАЙКИ



Отзывы критиков о выступлениях хора Капеллы

«Скотсмэн» (Эдинбург): «Все звучало изумительно точно и строго... Но когда прозвучала Херувимская песнь, было чувство, как
будто крылья ангелов коснулись всех».

«Уст-Франс» (Франция): «Многочисленные и восторженные слушатели внимали певцам, возобновившим и продолжившим традиции, насчитывающие полтысячелетия...»

«Риоха Арнедо» (Испания): «Слушатели уходили с покрасневшими ладонями... Когда мы еще услышим нечто подобное?!»

Дирижер Хавьер Перес Адродосу: «Как любитель хоровой музыки, могу сказать, что я потрясен. Как любитель — сегодня я уже не дирижер, я чувствую себя пастухом коз и овец».

↑ Наверх