«Хотели как Чкалова, а тут — Гагарин»
Легенды о том, как всех родившихся 12 апреля 1961 года в Ленинграде мальчиков пытались назвать Юриями, собирала корреспондент «Вечернего Петербурга»
Легенды о том, как всех родившихся 12 апреля 1961 года в Ленинграде мальчиков пытались назвать Юриями, собирала корреспондент «Вечернего Петербурга»
Юрочек с датой рождения 12.04.1961 в нашем городе не много — не более трех десятков. А Юриев Алексеевичев и вовсе двое. Первый, которому удалось дозвониться «Вечернему Петербургу», передал трубку своей маме — Людмиле Викторовне: мол, она достоверней расскажет. Это был Юрий Алексеевич Свечковский, инженер-механик по автомобильным делам.
— Если честно, это не я, это корреспондентка! Мы, если родится мальчик, хотели Валерием назвать, — упомянула Людмила Викторовна популярное в то время имя: его давали в память героического советского летчика-испытателя Валерия Чкалова. — А корреспондентка пришла и давай упрашивать: не хотите ли Юрием, раз он у вас Алексеевич? Ей очень надо было в газете написать о том, что в роддоме таком-то мальчика назвали в честь Гагарина. И врачи меня тоже стали уговаривать. Мужу начали все звонить, поздравлять с Юрием, когда он еще не знал, что у него сын родился. А на работе у нас что творилось, как мне потом рассказывали! Я на ГОМЗе контролером работала, потом это стало ЛОМО — Оптико-механическое объединение. Весь цех сбежался, был шум, кричали «ура». Все ликовали, что в такой невероятный, такой исторический день у работницы Свечковской родился сын Юрий Алексеевич!
Из какого издания была корреспондентка?
— Не помню, — вздохнула мама Юрия Алексеевича номер один. — Газета та затерялась, да и была в ней одна строчечка. А лично на меня выбор пал, потому что мальчиков в тот день родилось очень мало. Врачи жаловались: одни девочки. Некого было Юриями называть!
Юрий Алексеевич номер два, по фамилии Максимов, оказался механиком промышленных холодильных установок — с автомобильным прошлым. Сказал, что особое имя-отчество на его биографию никак не повлияло, космонавтом он быть никогда не собирался, а одна из самых ярких страниц его полувековой жизни — армейская служба в начале 1980-х на БАМе, на строительстве Байкало-Амурской магистрали, куда он попал водителем. А Юрием его назвали потому, что…
— В этот день в родильном доме родилось много девочек. Мальчики были наперечет. Вот нас, нескольких, и назвали Юриями. Зато можно было сказать, что всем мальчикам, родившимся в Ленинграде в этот день, дали имя в честь Гагарина.
Версию как о множестве девочек, так и о некой корреспондентке «Вечернему Петербургу» развил еще один представитель транспортного цеха (ну, просто все последовали девизу Гагарина «Поехали!») — Юрий Васильевич Балуев.
— Ведущий инженер отдела снабжения предприятия по ремонту специального самоходного подвижного состава Октябрьской железной дороги, — представился он полным титулом. — Обыватель думает, железная дорога — это только рельсы, шпалы, а она — огромная структура, серьезная деятельность, о-го-го какой механизм!
— Так вот, — вернулся Юрий Васильевич к событиям, предшествовавшим его наречению именем космонавта номер один. — Мама этого не хотела. Она видела меня Сергеем, тогда только что вышел такой замечательный фильм — «Сережа»… Но окружили врачи, уговорили. Ведь к ним и корреспондентка пришла, чтобы рассказать, как в день первого полета советского человека в космос все советские мамаши называют своих детей в честь Гагарина. Но по жизни мне то, что я был так назван, потом сильно помогало. Гагарин был красавчик, обаятельный, его вся страна любила. Я хотел сравняться! В своей восьмилетке, 260-й школе Октябрьского района, был председателем совета дружины. Затем в спортивном интернате олимпийского резерва номер 62 — комсоргом. Занимался легкой атлетикой, мы тогда были настоящими спортсменами, без допингов. У нас учились великие спортсмены, олимпийцы — гимнаст Дитятин, пловец Сальников. Я окончил ЛИИЖТ, на железную дорогу пошел вначале рабочим, тогда это модно было… Сейчас у меня дочке семь лет и очень хорошие друзья, моя старая, лиижтовская еще команда… А усы у меня по-прежнему рыжие, и даже без седины, несмотря на юбилей!
Обнаружился в Петербурге среди Юриев, отмечающих 12 апреля пятидесятилетие, один известный артист. Работающий в комическом амплуа Юрий Гальцев. Нашелся также водитель-экспедитор со своим микроавтобусом, а также инструктор по вождению и восстановлению водительских навыков. К транспорту в небесах оказался причастен лишь один — Юрий Юрьевич Михальчевский, проректор Университета гражданской авиации. Неуловимая, страшно занятая личность, за него спикером выступил проректор Борис Бузинник, и мы узнали, что именно Михальчевскому принадлежат все заслуги в деле переподготовки и повышения квалификации летчиков гражданской авиации, причем не только отечественной — в университете более 700 иностранных студентов и слушателей из 32 стран мира.
— При участии Юрия Юрьевича произошло становление центра летной подготовки для современных западных самолетов, — особо отметил Борис Иванович.
В общем, все — примечательные личности из небольшого отряда мальчиков, родившихся в день, исключительно урожайный в Ленинграде на девочек.
Алла РЕПИНА