Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 15 января 2025

Хотиненко поставил на «Попа»

У Хотиненко слишком много хрестоматийного в этой истории, которая до сих пор отсутствует в хрестоматиях: истории Псковской православной миссии, которая была организована фашистским идеологом Розенбергом — и поддержана советским правительством с другой стороны.

В хрестоматийно прекрасном селе Тихое (дивный лес, широкая река блестит на солнце, вообще — от картинки глаз не оторвать) священник Александр (Сергей Маковецкий) вырезает православные картинки и журит муху, непочтительно засидевшую изображение Зосимы Финикийского. Хрестоматийно строгая матушка (Нина Усатова) ворчит для порядка; хрестоматийно жалкий местный еврей Моисей (Вадим Жук) умоляет батюшку вразумить дочь Хаву (Лиза Арзамасова), решившую принять христианство.

На следующий день начинается война, и хрестоматийно развязные немцы нарушают похожую идиллию другой деревни, куда отца Александра в срочном порядке командируют для возрождения и поддержания веры среди населения. Батюшка восстанавливает местный храм, усыновляет сирот, поставляет продовольствие и теплые носки в организованный возле деревни лагерь для военнопленных, проповедует, утешает. Когда немцы отступили и пришли наши, батюшку отправили в ГУЛАГ — за сотрудничество с фашистами.

 

Владимир Хотиненко уже в который раз снимает патриотическое, духоподъемное кино, в котором мало сомнений, свойственных подлинному произведению искусства, но много прямолинейных установок. После откровенно позорного «1612», где роль ангела-хранителя выполнял полоумный старец с лицом Валерия Золотухина, а мистическая составляющая была отражена в образе белого единорога, мысль о том, как в интерпретации режиссера будет выглядеть не самый простой отрезок жизни россий-ского православия, была мучительной.

У Хотиненко слишком много хрестоматийного в этой истории, которая до сих пор отсутствует в хрестоматиях: истории Псковской православной миссии, которая была организована фашистским идеологом Розенбергом — и поддержана советским правительством с другой стороны. По понятным причинам долгое время эта страница военного периода считалась сомнительной — здесь нет черно-белого, однозначного; и уж точно, святости там было мало.

 

Батюшка Александр (Сергей Маковецкий) пытается найти общий язык с немецким офицером.


Однако режиссер Хотиненко смотрит на нее именно с этой точки зрения — в каждом столкновении добра и зла найдутся свои святые. Нарочно отвратительные полицаи, грязные и жестокие партизаны, излишне экзальтированная девочка-выкрест, проповедующая христианство замученным сироткам, — во всем этом мало настоящего, сопереживать этому невозможно, только смотреть как на пропагандистский плакат. Вероятно, это и нужно было режиссеру лишь как фон для рассказа о «чистейшем человеке», как он называет главного героя, священника Александра Ионина — который существовал на самом деле, ну а уж каким он был в действительности, мы знать не можем. Мы видим его не столько глазами самого Хотиненко, очевидно, склонного к канонизации своего героя, сколько глазами артиста Маковецкого.

В нем — жизнь фильма, который в остальном — довольно неживой, к сожалению. Маковецкий — выдающийся артист, возможно, лучший — в своем поколении уж точно, а может, и вообще в российском кино. Самые странные монологи, самые банальные (на грани фарса) высказывания, которые ему приходится произносить, звучат в его исполнении естественно. Его батюшка на самом деле святой. Но не безусловно прекрасный, а современный святой, которому, может быть, страшно умирать, который может пойти на компромисс, а не отстаивать с пеной у рта истину — ценой чьей-то жизни.

Герои Маковецкого всегда немножко юродивые. В данном случае и это работает на образ, только здесь это юродство не надуманное, а нутряное и не заслоняет человеческого облика, а только добавляет ему чистоты. Тандем Маковецкого и Усатовой — пронзительный, точный, очень настоящий. Ни одной неверной ноты они не взяли, а это почти актерский подвиг в полностью искусственном пространстве фильма, существующего как будто отдельно от этих героев. Противоречие почти невыносимое: режиссер об одном, артисты — о другом. У режиссера свои задачи, у артистов — свои. Возьми Хотиненко на главные роли других артистов — опять получилось бы стыдно; и не только за сам фильм, но и за тех, кто его спонсировал, поддерживал и благословлял. Слишком деликатная тема, чтобы выходить с транспарантами на Красную площадь, — примерно такое ощущение вызывают художественные методы Владимира Хотиненко, которого в очередной раз вынесли на своем горбу хорошие артисты. Хотя вообще-то должно быть наоборот.

Инга БЕРГМАН

 



«Поп». Россия, 2010. Режиссер — Владимир Хотиненко. В ролях: Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Елизавета Арзамасова, Степан Морозов, Кирилл Плетнев, Виктория Романенко, Руслан Ягудин, Анатолий Лобоцкий.

↑ Наверх