Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Хрупкое дыхание вечности

До 5 декабря Музей игрушки приглашает на выставку «Квадратный космос и тещин язык», рассказывающую о бумажных играх и игрушках народов мира.

Бумагу изобрели в Китае — неудивительно, что практически все бумажные игры и игрушки были там и придуманы. Правда, известны они нам благодаря Японии. Так было и с оригами: именно в Японии оригами стало не только искусством, но и философией. Первоначально фигурки оригами использовались в религиозных обрядах, и только в конце XVI века превратились в забаву. Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги — без клея и ножниц: на Востоке к квадрату относились с большим пиететом, поэтому и нельзя было его резать-клеить. В буддизме квадрат считается отражением Космоса, да и саму бумагу японцы уважали, как и все недолговечное, непрочное, живущее один миг. Они считали, что в каждой такой вещи — бабочке, росинке, тонком листочке бумаги — живет дыхание вечности и надо уметь его уловить.

Воздушные змеи тоже появились в Китае, тоже были поначалу культовыми предметами и так же, как это было с оригами, получили широкое распространение в Японии. С изготовлением и запуском воздушных змеев у японцев до сих пор связаны различные поверья. Например, в День мальчиков (отмечается ежегодно 5 мая) родители новорожденных сыновей пишут имя младенца на воздушном змее и запускают его — чем выше полетит, тем лучше сложится жизнь мальчика. А страшных змеев-демонов с длинными высунутыми языками запускают, чтобы отпугнуть злых духов.
Одна половина названия выставки — «квадратный космос» — понятна (см. выше), а как быть с другой — с тещей и ее языком? Оказывается, так в России многие называют шумовую игрушку — одну из редких забав, изобретенных не на Востоке, а в Европе, — в которую если дунешь, с резким звуком вылетает длинный бумажный язык. Правда, в Европе эту игрушку не ассоциируют с тещей — что ж, в России свои традиции.
Среди других бумажных игрушек европейского происхождения — куклы с гардеробом (первоначально они заменяли взрослым женщинам журналы мод), листы для вырезания и моделирования, бумажные театры (а вот теневой театр — сугубо восточная вещь), настольные игры (правда, «бумажными» игры становились не сразу, а предки настольных игр тоже в основном восточные). Лет сорок-пятьдесят назад очень популярными были елочные украшения из прессованного картона, покрытого металлической фольгой, а головы дедов-морозов и Снегурочек делались из папье-маше, как и карнавальные маски, хорошо знакомые каждому советскому ребенку.
«Бумажная игрушка не отомрет никогда, — говорит директор Музея игрушки Мария Марченко-Мари. — Во-первых, она дешевая. Во-вторых, большинство бумажных игрушек — или развивающие (вырезаются, складываются, склеиваются, то есть подходят для тренировки мелкой моторики и побуждают к творчеству), или познавательные (игры, пазлы), поэтому незаменимы в процессе воспитания и обучения ребенка. Кроме того, бумажная игрушка дает возможность проявить себя дизайнерам-графикам — можно изготовить недорогую и вместе с тем авторскую игрушку, подписав ее собственным именем».


Татьяна КИРИЛЛИНА
Фото автора

↑ Наверх