Художник, что рисует... художника
Автопортрет — «тренировочный» жанр для художника, большинство автопортретов на выставке — небольшие по объему, скупые в деталях: писаны явно для себя, а не для выставки. Одно из немногих исключений — автопортрет скульптора Степана Пименова.
Автопортрет — «тренировочный» жанр для художника, большинство автопортретов на выставке — небольшие по объему, скупые в деталях: писаны явно для себя, а не для выставки. Одно из немногих исключений — автопортрет скульптора Степана Пименова (его работы украшают Казанский собор, Михайловский дворец (Русский музей), Арку Главного штаба, Нарвские триумфальные ворота). Пименов создал редкий для этого жанра парадный автопортрет — в мундире, с регалиями. Вообще парадных портретов преподавателей академии на выставке много: тем, кому собирались присуждать звание академика, обыкновенно поручали написать портрет кого-нибудь из профессоров для академической галереи.
Разумеется, художники пишут портреты собратьев по цеху не только по заказу, но и по собственному почину. На портрете знаменитого педагога Павла Чистякова работы Василия Савинского Павел Петрович изображен в своей мастерской за работой. Он будто разговаривает с учениками... кстати, разговоры с мастером будущие художники запоминали на всю жизнь: прибаутки Чистякова — «Верно, да скверно», «Будет просто, как сделаешь раз со сто» — вошли в историю.
Воедино тема преподавателя и тема студента сошлись в картинах, изображающих сам учебный процесс. Интереснейший экспонат «учебной» части выставки — коллективная работа «Постановка натуры в мастерской И. Е. Репина в Академии художеств». Она создавалась учениками Ильи Ефимовича с 1899 по 1903 год по эскизу Бориса Кустодиева (сам Борис Михайлович изображен на ней спиной к зрителю на первом плане). Большинство персонажей узнаваемы: в центре композиции — сам Репин, рядом с ним стоит Федор Малявин, девушка на переднем плане — Анна Остроумова (пока еще не Лебедева)... Есть на картине и неизвестные люди, и пока не удалось выяснить, кто над чьим портретом работал. Впрочем, на выставке представлен этюд Кустодиева — портрет художника Александра Мурашко, где Мурашко пишет фигуру обнаженной натурщицы для этой самой картины. Забавный факт: женщины-студентки появились в академии гораздо раньше, чем женщины-натурщицы: до конца XIX века натура была исключительно мужская, а на некоторые уроки преподаватели деликатно просили дам... не приходить.
Экспозиция в Тициановском зале рифмуется с экспозицией в Рафаэлевском благодаря картине Алексея Зарубина «И. И. Бродский в мастерской с учениками», написанной в 1938 году. Ученик Репина Бродский, возглавлявший тогда академию, изображен с учениками в той же мастерской, где некогда учился сам (то есть в той, что на коллективной картине). Интерьер другой мастерской Академии художеств — бывшей батальной — изображен также в двух работах: «Мастерская» Е. Е. Моисеенко и «В мастерской» С. Л. Шаталова...
Любой ремесленник легко нарисует вас с натуры на улице или смастерит по заказу «бизнес-портрет» в каком хочешь интерьере, но, что греха таить, фотография нынче бывает гораздо художественнее портретной живописи. Автопортреты и портреты современных художников, завершающие экспозицию, дают слабую надежду, что жанр портрета все же не совсем умер — достаточно взглянуть на портрет Левона Лазарева, выполненный Ашотом Хачатряном, или на автопортрет Татьяны Федоровой, ученицы Андрея Мыльникова, изучающей технику старых мастеров.
Татьяна КИРИЛЛИНА
Важно: Правила перепоста материалов