Газета выходит с октября 1917 года Monday 22 июля 2024

«И может, снова душу мир согреет у нашего блокадного костра...»

Годы не властны над памятью — в этом убедились зрители, побывавшие на праздничном концерте в честь 67-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады



Уже на площади у Большого концертного зала зрителей встречали настоящие зенитки и пушки, которые обслуживали бойцы в военной форме времен Великой Отечественной. В фойе играл оркестр штаба Ленинградского военного округа, мелодии и танцы военных лет были представлены артистами петербургских музыкальных театров.
Режиссеру-постановщику Геннадию Шагаеву удалось не просто собрать впечатляющую команду звезд разных поколений, а создать многокрасочный, современный, динамичный спектакль, одинаково интересный зрителям разных поколений. Декорации Глеба Фильштинского впечатляли масштабами и сочетанием классики и современности. Знаменитые артисты с радостью, надев военную форму времен Великой Отечественной, напевали «Выходила на берег Катюша» и «Нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», становясь участниками единого эстрадного спектакля.
Кому, как не Эдуарду Хилю, представителю военного поколения, артисту, и поныне пользующемуся всемирной славой, открывать такой масштабный и пронизанный душевностью концерт! На сцену БКЗ также вышли Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Элина Быстрицкая и Тамара Гвердцители, Николай Басков и Елена Ваенга, Дмитрий Харатьян и ансамбль «Верасы», лучшие военные оркестры, хоры, танцевальные и детские коллективы. Вели программу Анна Шатилова и Александр Маршал.
Второе отделение, к радости зрителей старшего поколения, превратилось в сольное выступление Николая Баскова, который порадовал песенными шедеврами «Смуглянка», «Катюша», «Русский вальс», «Ты — моя мелодия», «Яблони в цвету», «Памяти Карузо».
Финал праздника в БКЗ венчала песня «Я счастлив, что я ленинградец». На сцену высыпали молодые артисты, грянули пиротехнические эффекты, а зрители поднялись со своих мест в порыве положительных эмоций.

За кулисами БКЗ в этот день также царило праздничное, приподнятое настроение, и легендарные артисты, кумиры нескольких поколений с удовольствием делились своими размышлениями о самом главном.

Александра Пахмутова, композитор, народная артистка СССР:



— Для меня этот город — это и Петербург, и Петроград, и Ленинград. Такая святая троица! Петербург — это и Пушкин, и декабристы, и Достоевский. Это, например, пушкинский Германн, которого я люблю и жалею, он для меня как живой человек. Петроград — это революция, Ленин, перемены мирового масштаба. А Ленинград — это прежде всего святые блокадники. Имя «Ленинград» не должно никогда уйти в историю, потому что оно связано с величайшим подвигом жителей вашего города.
На концерте в БКЗ и Николай Басков, и Елена Ваенга так здорово, с такими эмоциями исполняли песни военных лет. Ощущение Родины, порядочность, честность… Те ценности, которым люди нашего поколения посвятили жизнь, не устарели. Не все получалось в советской песне. Но стремления были искренние и высокие. Например, «Катюша», которую знает весь мир, — это ведь песня советских пограничников. «Пусть он землю бережет родную, а любовь Катюша сбережет!» Этому же цены нет! Мне кажется, и сейчас молодым людям хочется, чтобы их подруга была не «телкой», а замечательной, красивой душой и телом девушкой, которая будет ждать любимого, если он отправится служить, а когда парень вернется, то они проживут долгую и красивую жизнь.

Николай Добронравов, поэт, лауреат Государственных премий:


— Я родился на Васильевском острове в далеком 1928 году. Мальчишкой был эвакуирован из Ленинграда в июле 1941-го. А моя бабушка осталась здесь и пережила блокаду от начала до конца, причем и после этого довольно долго пребывала в добром здравии. Я же пережил хоть и не блокадный, но тоже суровый голод в эвакуации, хорошо помню войну, написал о ней много стихов. Блокада — это такая тема, которая трогает сердца всех поколений, показывая, каких высот духа может достичь человек, который борется за идею и побеждает, несмотря на тяжелейшие обстоятельства.
Сейчас мы наблюдаем возрождение огромного интереса к песням военных лет. А ведь еще недавно жанр советской песни подвергался злобным нападкам. Да и вообще российская пресса на полном серьезе писала, что не надо было выигрывать войну, сидели бы все теперь и пили баварское пиво, что Гагарин в космос не летал, а кончил жизнь в сумасшедшем доме…
Я недавно открыл томик поэта Светлова, которого сейчас тоже почти забыли. В его поэме о Лизе Чайкиной нашел слова: «Снова увидишь ты образ любимой, Лиза идет по опушке лесной символом нации непобедимой». А мы пережили период, когда сознательно уничтожались символы непобедимой нации. Сейчас, слава богу, времена изменились, прежние идеалы снова востребованы и на эстраде, и в жизни.

Элина Быстрицкая, народная артистка СССР:


— Тема войны, народного подвига, блокады прошла красной нитью через всю мою жизнь. Мой отец был военным врачом-инфекционистом. Участник трех войн. Меня до глубины души тронула ситуация, когда однажды на Дальнем Востоке ко мне после спектакля подошел незнакомый человек с просьбой непременно передать благодарность моему отцу за то, что он спас его сына, сделав операцию. Я поблагодарила, но сказала, что скорей всего посетитель ошибся, так как мой отец не хирург. Незнакомец возразил: «Понимаете, в ту смену ваш отец дежурил. Мы привезли мальчика в тяжелом состоянии, нельзя было терять ни часа — понадобилась срочная полостная операция, и ваш отец не раздумывая взял на себя ответственность». Вот и врачи-блокадники демонстрировали поразительные примеры, ежедневно совершали подвиги, обессиленные сами, помогали другим, проводили сложнейшие операции.
Мечтая пойти по стопам отца, я с благословения семьи окончила медицинское училище с отличием, получила диплом фельдшера-акушера. Прошла практику, приняла 15 родов, причем уже в первое мое дежурство четверо рожениц были с патологиями. И хотя с годами подтвердилось, что моя судьба — театр, кино, но первой моей картиной стала «Неоконченная повесть», где я сыграла врача. Меня не надо было консультировать, как брать в руки фонендоскоп, как измерить давление, с какими интонациями разговаривать с больным человеком… В моей долгой артистической карьере были не только шипы, но и розы, и когда мне было трудно, я вновь и вновь мысленно обращалась к образу военных, блокадных врачей, и ко мне приходили силы, желание жить и побеждать.

Болеслав СОКОЛОВ, фото Михаила Садчикова-мл.

↑ Наверх