И не дышать над вашим чудом, Монферран!
Подведены итоги музыкального конкурса на создание гимна знаменитому архитектору. Конкурс был объявлен лишь в конце ноября, но уже к середине декабря в комитет по культуре поступили 9 композиций-заявок.
Организаторами конкурса на лучший гимн великому зодчему выступили комитет по культуре и Союз композиторов, а их партнерами — одна девелоперская компания и генеральное консульство Франции в Петербурге. Конкурс был объявлен лишь в конце ноября, но уже к середине декабря в комитет по культуре поступили 9 композиций-заявок. Которые, как рассказал председатель жюри известный петербургский композитор Сергей Слонимский, отвечали всем необходимым требованиям и действительно отражали вклад Огюста Монферрана в создание неповторимого облика Петербурга. Поэтому выбор перед жюри стоял непростой, к финальному туру были допущены пять участников из девяти. Но на заключительном концерте прозвучали произведения четырех авторов — Евгения Рушанского, Игоря Друха, Георгия Портнова и Наталии Орловой.
От участников конкурса требовалось написать «высокоторжественное музыкальное сочинение гимнического или одического стиля», которое впоследствии мог бы исполнить симфонический оркестр с хором. Мелодию гимна по положению о конкурсе допускалось сопровождать стихами по выбору авторов. А в тексте гимна должны быть отражены архитектурный талант Монферрана и его роль в создании облика столицы российской империи. И это была, наверное, самая сложная часть конкурсного задания — текст музыкантам пришлось сочинять самим. Но часть произведений звучала без слов.
Финал конкурса проходил в концертном зале Дома композиторов, построенного, кстати, по проекту Монферрана. На сцену зала, обшитого мощными дубовыми панелями, один за другим поднимались авторы и исполнители. Звучали торжественные аккорды, гремели бравурные раскаты — гимнический стиль обязывал. Последней выступала певица Наталия Орлова, которая исполнила гимн на двух языках — русском и французском. И, как решило жюри после достаточно длительного обсуждения, именно она стала победительницей конкурса. Остальные финалисты тоже получили награды — дипломы, премии и возможность услышать свои произведения в исполнении оркестров и хоров.
— Я — певица, выступаю с сольными концертами, — рассказала о себе Наталия Орлова. — Музыку писала сама и текст тоже.
По словам победительницы конкурса, сочиняя гимн, она больше всего думала о судьбе великого творца, который так много сделал для Петербурга, для России. На создание гимна Наталию Орлову вдохновила книга Ирины Измайловой «Собор».
— Я была под впечатлением от этой книги, когда услышала о конкурсе, — поделилась певица. — А потом строки сами полились. Его жизнь вдохновила меня, и я поняла, что обидно, когда люди забывают своих героев. А этот человек прожил такую яркую, такую сильную жизнь, это такая личность, на которую хочется равняться.
Поскольку Монферран — француз по рождению, а французский язык — один из любимых иностранных языков, которыми владеет Наталия Орлова, она решила написать гимн на двух языках — на русском и французском. Образование певица получила в музыкальном училище при Консерватории. Сейчас она много выступает с концертами, в том числе
с сольными, много гастролирует, не раз выступала во Франции. Французский язык начала учить в училище: хотя для всех вокалистов обязательный язык итальянский, но Наталия взяла второй — французский. А во время гастрольных поездок по Франции усовершенствовала его настолько, что теперь пишет на французском тексты песен.
— Я писала этот гимн от души и сердца, — говорит Наталия Орлова. — Я не профессиональный композитор, не состою в Союзе композиторов, я — автор-исполнитель, сочиняю песни на разных языках — на русском, английском, французском. И в этот гимн я вложила свою душу так же, как Монферран вложил свою душу в Исаакиевский собор, который вдохновляет нас своей красотой.
Наталья ШКУРЕНОК
Фото автора
Важно: Правила перепоста материалов