Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

И пришел «Царь»...

Вслед за фильмами «Анна Каренина» и «Александра» в Михайловском театре состоялась премьера исторической кинодрамы «Царь» Павла Лунгина, которую называют одним из главных и важных кинопроектов 2009 года.

Вслед за фильмами «Анна Каренина» и «Александра» в Михайловском театре состоялась премьера исторической кинодрамы «Царь» Павла Лунгина, которую называют одним из главных и важных кинопроектов 2009 года. Историко-философская драма, действие протекает в 1566 — 1568 годах — в «темные времена». В центре сюжета — сложнейшее духовное противостояние Ивана Грозного и митрополита Филиппа. В роли царя — Петр Мамонов, Филипп — Олег Янковский.

Народный артист СССР Олег Янковский сыграл свою последнюю роль в кино так, что впору фильм называть «Митрополит Филипп», но, впрочем, архиважен еще их актерский тандем с Петром Мамоновым. После того как выпускник полиграфического техникума, не имеющий актерского образования, блестяще справился с главной ролью в фильме Лунгина «Остров», удивив многих, его назначение на роль царя было предсказуемым. А вот с Янковским 60-летний режиссер никогда раньше не работал, даже знаком не был. Но в поисках эталона духовности и благородства трудно было пройти мимо Олега Ивановича. Тот согласился, но прежде получил благословение церкви. Как, впрочем, и Петр Мамонов, который проповедует идеи православия даже на своих эпатажных рок-концертах.

После грандиозного успеха «Острова» картину «Царь» ждали и зрители, и критики. Фильм Лунгина по сценарию писателя Алексея Иванова уже взял награды на нескольких фестивалях, но путь к сердцу широкого зрителя наверняка будет непростым. Стилистика картины — простая и жесткая, образ царя Иоанна далек от стереотипов и явно приглянется не всем. К тому же старшее поколение зрителей помнит великого ленинградского актера Николая Черкасова в роли Ивана Грозного в кино и на театральной сцене. Да и тема настолько сложна и объемна, что самому большому художнику не охватить, не поднять эту глыбу. Однако несомненно, что Лунгин и его соратники делали эту картину с болью, страстью, искренностью. К счастью, и огромный бюджет в 15 миллионов у. е. позволял работать неспешно, с размахом.

 

Роль митрополита Филиппа стала последней ролью Олега Янковского.

 

 


В картине — россыпь актерских неожиданностей. Вряд ли можно было предположить, что роль Малюты Скуратова достанется петербургскому актеру Юрию Кузнецову. Вместе с Лунгиным они создали своего Скуратова — не только символ лютости и беспредела, но и человека со своими слабостями. Яркие работы на счету Александра Домогарова, Ивана Охлобыстина, Вилле Хаапасало — с них в картине снят налет медийности.

Наверное, рискованной затеей была идея пригласить оператором-постановщиком на столь российский проект Тома Стерна, работавшего с Клинтом Иствудом над многими картинами, в том числе над оскароносной «Малышкой на миллион». Но никакой голливудской адаптации не наблюдается. И Том Стерн тоже раскрылся по-новому. Интернациональную команду украсила работа французского звукорежиссера Стефана Альбине и российского композитора Юрия Красавина.

Какая судьба ждет «Царя» в прокате? Найдет ли он благодарного и внимательного зрителя в сегодняшней ситуации, когда в российский прокат каждый четверг выходит по 8 — 10 новых картин? Даже если фильм Лунгина не соберет большую кассу в первые уик-энды, можно не сомневаться, что познакомиться с киновзглядом Лунгина на столь драматичный период нашей Родины, на столь масштабные личности постепенно захотят многие зрители. В конце ноября фильм выйдет и на DVD, затем будет показан на телеэкране. Вот тогда-то станет ясно, удалось ли Лунгину подняться до подлинных киновысот...

Болеслав СОКОЛОВ

Прямая речь

Петр Мамонов:

— Где-то уже написали, что я как-то особенно готовился к этой роли, историческую литературу прочитал, пересмотрел фильмы об Иване Грозном. Но если бы я занялся этим, мне бы жизни не хватило. Кому удастся охватить такую масштабную личность? Царем надо родиться, а понять его никому не дано. Я скрывать не буду: не потянул я роль, слабо, так слабо сыграл. Хотя старался как мог, душу обнажал. Но все-таки не царя я играл, а просто русского человека. Честного, умного, талантливого, который хотел быть с Богом, понимал, что без него он ничто. Хотел, но не всегда умел. И фильм наш не о царе, а о русской святости. О том, что надо в свою душу смотреть каждому из нас, жить с Богом.

А вот кто сыграл по-настоящему, так, конечно, Олег Иванович Янковский. Удивительный, добрый, терпимый. Так замечательно сыграть святого Филиппа мог только такой чистый и добрый человек, как Олег Янковский. Мы за время съемок подружились, мне его не хватает, но мое сердце за его душу спокойно.

↑ Наверх