Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

И с копейкой и с рублем все в сберкассу мы пойдем!

От рекламы сегодня не спрятаться, не скрыться. Каждый день с утра до вечера тебя уговаривают купить, купить, купить! Прокладки, дезодоранты, стиральный порошок, пиво... В такой ситуации мое приглашение на выставку «Рекламный плакат начала XX века», открывшуюся в Мраморном дворце, читатель может счесть форменным издевательством.

От рекламы сегодня не спрятаться, не скрыться. Каждый день с утра до вечера тебя уговаривают купить, купить, купить! Прокладки, дезодоранты, стиральный порошок, пиво...

В такой ситуации мое приглашение на выставку «Рекламный плакат начала XX века», открывшуюся в Мраморном дворце, читатель может счесть форменным издевательством.

Но, поверьте, выставка стоит того, чтобы отправиться по жаре в Мраморный дворец (там, кстати, прохладно). Посмотрев рекламные плакаты эпохи модерна и двадцатых годов, легко убедиться, что реклама — интереснейшая часть массовой культуры. Ведь именно в рекламе находят воплощение все наши потаенные желания, наш быт, а также — стиль эпохи и мода времени.


Ну кто же не хочет иметь такие зубы!


Неизвестный художник. Американская косметика «Имша». 1920-е гг.


Владимир Маяковский, Александр Родченко. Нигде кроме Как в Моссельпроме!» 1925 год.


Как мало меняется человек! Вот ведь сколько всего в двадцатом веке случилось! А реклама — почти не изменилась: технология обольщения все та же. И тогда, как и сейчас, она продает не столько определенный продукт — скажем, помаду или сигареты. Нет, нам всегда продают мечты.

Женщинам — мечты о красоте и вечной молодости. Мужчинам — о власти и силе. И всем — о любви и счастье.

Правда, ни на одном плакате — ни начала века, ни двадцатых годов — ваш корреспондент не увидела прокладок, туалетной бумаги или средства от пота. Все-таки в те времена считалось неприличным говорить о подобных интимных подробностях человеческого житья-бытья вслух, при людях.

Но вот  женский образ эксплуатировался в рекламе начала прошлого века ничуть не меньше, чем в нынешние времена. Порой непонятно, ну к чему здесь красавица? Какое она имеет отношение к рекламе, скажем, табака? Да никакого! Просто она красива и сексапильна, а значит, запомнится многим мужчинам — потенциальным потребителям товара.

Знойная женщина, мечта поэта, в драпированном платье со шлейфом похожа на Венеру, рождающуюся из пены морской. Окружающие ее виньетки вторят ее силуэту. Ну как тут не соблазниться и не купить папиросы братьев Когенъ?

Некоторые плакаты делались не без чувства юмора. Вот богатырь в доспехах держит в руках огромную... галошу, рекламируя продукцию фабрики «Треугольник» (1908). Не правда ли, похоже на советский анекдот? Помните, упал рабочий с крыши: сам вдребезги, а галоша — цела!

А вот что означает огромная сова с круглыми красными глазками на плакате, рекламирующем эфирные масла и краски братьев Бреммел, я так и не смогла понять! Ясно одно: задолго до «Твин Пикса» люди знали, что «совы — не то, чем кажутся».

В двадцатые годы эстетика рекламы резко изменилась. Ушел в прошлое витиеватый, усложненный, изысканный плакат эпохи модерна с его извилистыми линиями, множеством деталей, нежностью красок. На смену пришел конструктивизм — четкие линии, лаконизм, броскость. В это время с особым удовольствием рекламировали все новинки технического прогресса.


Четкие линии и лаконизм — характерные черты рекламы 1920-х.


Александр Зеленский. Папиросы «Мак». 1920-е гг.


Ведь вождь пролетариата провоз-гласил: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». Потому так много плакатов с рекламой лампочек и светильников. «Вне конкуренции — лампы «Светлана»: практичны, дешевы, экономят энергию». Как можно удержаться и не купить «лампочку Ильича», которая развеет мрак жизни? Проблема же энергосбережения, как видим, отнюдь не новость!

Всеобщее внимание привлекают знаменитые плакаты, созданные талантливейшим дуэтом Родченко — Маяковский, потрудившимся во славу «Трехгорного пива». Видим — стройную коричневую бутылку, которая мечет громы и молнии, поражая плюгавенькие зеленые бутылочки. Читаем: «Трехгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон!» Где продается? Нигде, кроме как в Моссельпроме.

Как ни странно, но новому советскому человеку была не чужда тема денег.

На выставке немало плакатов на эту вечную тему.

Вот белокурый юноша простирает к нам руку и кричит во весь голос: «Купил ли ты в рассрочку выигрышный заем 1927 года?»

На другом плакате изображенный во весь рост могучий человек в кепке и с черными усами сжимает в руках сберегательную книжку: «8 — 9% годовых — будет прок большой от них». А рядом дивная строчка: «И с копейкой и с рублем все в сберкассу мы пойдем!»

Как видно, в любые времена «люди гибнут за металл»...


Прямая речь

Ирина Золотинкина, хранитель коллекции плакатов ГРМ:

— К середине 1920-х оживившийся за время нэпа Ленинград пестрел самой разнообразной рекламой всевозможных художественных стилей и уровней исполнения. Вывески артелей и ресторанов, фанерная «живописная» реклама, тиражные печатные плакаты, наклеенные, прибитые и повешенные владельцами где попало… Лев Ильин, архитектор и директор Музея истории города, опубликовал в 1926 году в журнале «Вопросы коммунального хозяйства» статью, озаглавленную «Реклама и ее роль в пейзаже города». Отметив: «Рекламоисполнители всегда убеждены, что их творчество является лучшим украшением улиц города», архитектор возмущался наглой
и бессистемной («где вздумается») установкой рекламных щитов, порчей стен при наклеивании плакатов…

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх