И Сталина, и Гитлера из школы понесут…
Первоклассников познакомили с биографией «неудавшегося австрийского художника»
В День знаний первоклассники Владимирского округа Центрального района получили в подарок книгу из серии «История России» — «Война народная». С картинками. Вернее, с репродукциями картин известных советских художников. Книгу приятно держать в руках — отличная бумага, качественная печать, издана в Италии тиражом 10 тысяч экземпляров. Авторы — Яков Нерсесов и Владимир Волков.
В аннотации написано, что «История России» — «единственная серия книг для детей, которая наиболее полно раскрывает перед юным читателем уникальный мир русской истории. Интересный текст и хорошие иллюстрации сделали ее популярной».
И вот открываем книгу и видим... портрет Адольфа Гитлера. В краткой биографии рассказывается о том, как неудавшийся австрийский художник стал фюрером. «Он не получил высшего образования и провел юность, зарабатывая на жизнь поденщиком и уличным художником. Обозленный жизненными неурядицами, он в 1913 году покинул Вену и перебрался в Мюнхен. Во время Первой мировой войны на Западном фронте Гитлер был солдатом германской армии. Получил ранение, пострадал во время газовой атаки, был дважды награжден и получил звание ефрейтора. Спустя годы, используя свой незаурядный ораторский дар и превосходные организаторские способности, Гитлер создал Немецкую национал-социалистическую рабочую партию (партию нацистов). Избирателям он пообещал поднять экономику, вернуть Германии силу и славу. Скоро он становится канцлером Германии, а затем и фюрером германской нации...» Подробная, надо сказать, биография, причем там вы не найдете слов, что Гитлер — кровавый палач и враг всего человечества. И места его биография занимает чуть ли не больше, чем, к примеру, биография верховного главнокомандующего Сталина.
«Меня удивило, что в книге ничего патриотического нет, — поделилась своими впечатлениями член комитета Совета Организации ветеранов по работе с молодежью в школьных учреждениях Антонина Яковлева. — Возмутили первые страницы, посвященные Гитлеру, золотому значку СС… Почему вначале написано о Гитлере и уж потом — о Сталине?»
И действительно, в издании много внимания уделяется немецкому оружию, форме одежды. На одной странице — германский пикирующий бомбардировщик и все данные о нем: мог брать на борт до 1800 кг бомб, атакует под углом 65 градусов... А вот сцена расстрела гитлеровцами мирного населения…
Затем авторы повествуют о том, кто такой Сталин: «Иосиф Сталин был сыном бедного сапожника Виссариона Джугашвили, он родился в грузинском городке Гори, его братья и сестры умерли рано, и он остался один у горячо любившей его матери... По настоянию матери Иосиф пошел учиться в духовное училище, которое закончил с отличием, затем поступил в Тифлисскую духовную семинарию... За годы революционной борьбы он из рядового большевика вырос в Генерального секретаря ВКП(б)... Поначалу Сталин плохо разбирался в военных вопросах. Со временем он стал знатоком оборонной промышленности...»
Текст песни, ставшей военным гимном, — «Вставай, страна огромная» — сменяют картинки: немецкий офицер — унтерфельдфебель, вооруженный винтовкой образца 1898 года, и обершарфюрер в камуфлированном костюме, вооруженный автоматом МП-40, на поясе подсумок и противогаз в футляре.
Затем немного про Брестскую крепость. Сопровождающий текст: «За первые дни войны Красная Армия потеряла 90% имеющейся авиации, более 8000 самолетов, тем самым немецкому войску обеспечивается полное господство в воздухе».
«Ну скажите, это нужно для учеников первого класса? — риторически вопрошает Антонина Петровна. — Зачем им в нейтральном тоне гитлеровская биография?»
«18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву верховного главнокомандования, получившую название «Вариант Барбаросса», — зачитывает Антонина Петровна. — Нам это надо на первой странице? И мне не надо!»
Добавим: и вряд ли первоклашкам, еще не разбирающимся в истории, начинать знакомиться с «войной народной» с гитлеровских войск, вооружения, немецкой формы…
Вот фотография главка. Немного — о Жукове, о том, как в августе 41-го советскими летчиками были сброшены первые бомбы на Берлин.
А вот — о блокаде Ленинграда. «Захватить Ленинград с ходу фашисты не смогли: попытки штурмовать город каждый раз терпели(стиль сохранен. — Прим. ред.) крах. Тогда немецкие генералы решили затянуть вокруг города петлю блокады, разрушить его артиллерией и авиацией… Два с половиной миллиона человек, в том числе 400 тысяч детей, обрекались на голодную смерть. Чтобы это случилось быстрее, немцы уничтожили городские запасы продовольствия, разбомбив знаменитые Бадаевские склады». И далее — воспоминания блокадницы Лидии Барановой о том, как приходилось расчищать рельсы, пить суп из столярного клея… Текст сопровождают три иллюстрации — «Блокадный хлеб» Н. Цыцина, «В блокаду» А. Обухова и «Дорога между жизнью и смертью» А. Самсонова…
«Понимаете, о блокаде нужно как можно больше писать, — замечает Антонина Петровна. — Что задумка фашистов взять Ленинград и уморить голодом его жителей, сровнять его с землей — провалилась. У меня есть один дневник блокадных времен — его вела девочка, которая пишет, какие были налеты, как ракеты пускали предатели, подавая знак немецким летчикам, куда сбрасывать бомбу. Девочка пишет, что всех кошек съели, а однажды, увидев, как присела ворона, была удивлена своей первой мыслью: «Вот эту-то ворону — да в суп». Надо, чтобы о таких вещах знали, а не о том, что Гитлер был великолепным оратором, как будто это самое главное».
Но пока ученикам предлагаются пассажи типа: «К концу 41-го года оформилась тройка главных союзников в войне против Германии — Англия, США и СССР. И начались поставки союзниками оружия и продовольствия воюющему Советскому Союзу по ленд-лизу. Он сыграл свою роль, оказав помощь особенно в самолетах, автомобилях (стиль сохранен. — Прим. ред.). Но неоценима была и моральная поддержка, которую ощущали советские воины, зная, что в борьбе против фашизма участвуют союзники».
Или: «Упорной была оборона Севастополя. Его осада войсками генерала Манштейна, одного из лучших гитлеровских военачальников, длилась 250 дней…» А дальше идут отрывки из записок Манштейна, «поэтически» живописующего оборону Севастополя.
В конце «Войны народной» написано: «Изданием этой книги мы хотим почтить память всех погибших на фронтах Великой Отечественной войны, а также низко поклониться ветеранам».
Но именно ветераны-то и возмущены. «Я поражена, что вышло такое издание, — говорит дочь полка Ирина Яворская. — Почему нас не спросили? Мы бы помогли правильно расставить акценты… А так в книге нет ни малейшего намека на патриотизм».
Людмила КЛУШИНА, фото Натальи ЧАЙКИ
От редакции. Знакомишьcя с такой вот «Войной народной», и возникает ощущение, что авторы как будто находились на другой планете… Да, ушли те времена, когда главенствовала марксистско-ленинская идеология, когда упор делался на патриотическое воспитание. Хотя многие из нас еще помнят, что Родина начиналась с картинки в твоем букваре, и для всех советских детей конкретно с картинки «Владимир Ильич Ленин». Тогда школьный букварь открывался обращением к первоклашкам: «Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин…»
Мы распростились с любимым Ильичем и другим — дорогим Ильичом (именно так, по-разному, их писали), мы усвоили, что нет ничего страшнее насажденной идеологии, мы, как нам кажется, уже выросли из совковых штанишек и вырастили новое поколение свободных от политштампов людей. И все это для чего? Чтобы в соответствии с новой идеологией — свободы самовыражаться в любой форме — пачкать бумагу, которая все стерпит? Бумага-то стерпит, а ребенок семилетний, паче чаяния научившийся читать и писать по такому букварю, глядишь, «впервые напишет» слова «ефрейтор Адольф вернул Германии силу и славу»... Прежде, как ни высокопарно это звучит, ребята запоминали стихи про Родину, гордились великой страной... Было это плохо? Решайте сами. Сейчас, как писал поэт, «у нас не то в предмете» — и вот уже на вопрос о героях войны старшеклассник одной из петербургских школ называет немецкого аса люфтваффе…
Важно: Правила перепоста материалов